Направления развития топливно-энергетического баланса России

Интеграция России в мировую экономику, перспективы вступления страны во Всемирную торговую организацию, дискуссия по ратификации Договора к европейской Энергетической хартии, либерализация рынка газа в Европе и перемены, происходящие на внешнем рынке, требуют пересмотра тактики поведения не только российских энергетических компаний, но и государства. Ужесточение конкуренции на традиционных рынках сбыта продукции российских энергетических компаний не повлечет за собой потерю рынков только в случае повышения качества продукции российских энергетических компаний, роста их эффективности, оптимизации структуры производства, снижения издержек.


Приведение российских стандартов в соответствие с международными стандартами ИСО/МЭК позволит существенно улучшить качество российской энергетической продукции, в первую очередь в нефтепереработке, нефтехимии и газопереработке.
В течение ближайших десятилетий экспорт энергоресурсов, в том числе в рамках обязательств России по межправительственным соглашениям, останется одним из основных направлений внешнеторговой деятельности. При этом Энергетическая стратегия исходит из необходимости для страны расширения экспорта топливно-энергетических ресурсов в увязке с потребностями внутреннего рынка и использованием невозобновляемых ресурсов углеводородов с учетом интересов последующих поколений.
Соответственно, динамика экспорта энергоносителей будет определяться, прежде всего, соотношением между ценами внешних рынков и издержками на добычу (производство) топлива и энергии в России. На масштабах вывоза углеводородного сырья будет также сказываться удельный вес его производства с привлечением зарубежного капитала и на условиях СРП. В то же время экспортная политика должна предусматривать возможные значительные колебания цен на нефть в связи с циклическим характером мировой конъюнктуры и активизацией деятельности ОПЕК, а также возможное снижение цен на газ в связи с либерализацией газового рынка Европы.
В целях поддержания энергетической и экономической безопасности Россия будет стремиться диверсифицировать направления экспорта энергоресурсов с развитием северного, восточного и южного направлений экспортных потоков российских энергоносителей (прежде всего в страны Северной Америки и Северо-Восточной Азии) и последующим увеличением удельного веса этих направлений в географической структуре экспорта энергоресурсов. В то же время интересам России отвечает и развитие конструктивного энергетического диалога со странами Европы, остающимися на сегодняшний день основным рынком сбыта российских топливно-энергетических ресурсов. Формы сотрудничества с европейскими партнерами будут включать реализацию совместных инвестиционных проектов, в первую очередь энерготранспортных, широкое вовлечение европейских инвесторов в проекты развития нефтегазодобычи на территории России, реализуемые на условиях СРП, взаимодействие в сфере энергосбережения.
Во второй половине прогнозируемого периода возможен выход России на мировой рынок сжиженного природного газа, а также начало экспорта синтетического моторного топлива.
Россия в качестве одного из ключевых партнеров должна участвовать в установлении справедливых и прогнозируемых цен на энергоресурсы на мировом рынке, справедливых и выгодных как для стран-производителей, так и для потребителей энергоресурсов.
Государство поддержит участие российских компаний в зарубежных инвестиционных проектах. Принципиальным условием реализации государственной энергетической политики в этой сфере станет повышение эффективности и надежности энергообеспечения отечественных потребителей и отказ от поддержки участия российских компаний в экономически неэффективных проектах, выгодных прежде всего для зарубежной стороны.
Одним из направлений сотрудничества, где Россия имеет значительные преимущества по сравнению с другими развитыми странами, является экспорт энергии и энергоносителей. Между Россией и Китаем в июне 1997 г. был заключён союз о сотрудничестве и строительстве нефте – и газопроводов из Сибири. Между Минэнерго России и Китайской нефтяной корпорацией подписано соглашение о реализации проектов в области добычи и транспортировки нефти и газа, в том числе о разработке Ковыктинского месторождения.
С Индией достигнута договорённость о сотрудничестве при разработке угольных месторождений.
Большой интерес представляет газовая и нефтяная отрасли России для иностранных инвесторов. Компания «Газпром» и «Эдисон» создали новое совместное предприятие для закупок и поставок российского природного газа потребителям в Италии.
В нефтяной промышленности действует около 40 совместных предприятий, работающих, в основном, на месторождениях с залежами высоковязких нефтей.
Создано российско-американское СП «Полярное сияние» для разработки Ардалинского месторождения нефти.
Внешнеэкономические связи России и стран Северной Америки (США, Канада) всё больше крепнут. США среди неевропейских промышленно развитых стран – крупнейший торговый партнёр России (в 1997 г. товарооборот РФ и США составил 8,9 млрд. долл., в том числе российский экспорт -4,8, импорт – 4,1 млрд. долл.). Устойчивый характер имеет торговля России с Канадой. Главное место в российском экспорте в США занимают товары первичной переработки – алюминий, чёрные металлы, азотные и калийные удобрения, драгоценные камни, нефть и нефтепродукты. В Канаду Россия вывозит в основном нефтепродукты и минеральное сырьё.
Россия всерьез закрепляется в Латинской Америке и вкладывает десятки миллиардов долларов в экономику региона. И в политическом, и в экономическом плане это безусловный успех. Во-первых, Венесуэла – равноправный платежеспособный партнер, сотрудничество с которым приносит огромные прибыли нашей экономике. Во-вторых, разрабатывая южноамериканские месторождения, российские компании могут получить ценный опыт в переработке тяжелой нефти, который может пригодиться при освоении залежей энергоносителей в Восточной Сибири. В-третьих, и это, пожалуй, самое главное, крепнущие экономические связи России и Венесуэлы показывают, что Российская Федерация и флагманы ее энергетической промышленности уверенно осваиваются в роли глобальных игроков, имеющих интересы уже не только в ближнем зарубежье[40].
Успешно развивается энергетическое партнерство, Россия-ЕС, согласован механизм продвижения по основным направлениям сотрудничества – инфраструктурные проекты, безопасность транспортных сетей, энергосбережение, энергетические технологии, вопросы ядерной безопасности. Важное место занимает долгосрочное сотрудничество в области поставок в Центральную и Западную Европу энергоносителей из России в обмен на инвестиции и технологии для российского топливно-энергетического комплекса. Этот диалог будет способствовать укреплению энергетической безопасности континента, обеспечению необходимой основы для устойчивого роста европейской экономики.
На фоне динамичного развития отношений России с ЕС есть немало моментов, которые вызывают беспокойство. К ним относятся защитные меры ЕС в отношении импорта ряда российских товаров, например, стали, европейские установки на диверсификацию источников снабжения энергоресурсами и либерализацию энергетических рынков, ограничения доступа на рынок ЕС российских товаров ядерного топливного цикла[41].
Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, КНДР, Китай, страны Юго-Восточной Азии и др.) относительно невелико, однако развивается в последнее время весьма динамично и имеет значительный потенциал для дальнейшего роста. Географическая близость богатых природными ресурсами восточных Районов России к странам восточной и ЮгоВосточной Азии благоприятствует этому.
В Западной Азии наиболее активно развивается внешнеторговое сотрудничество с соседствующей (на Чёрном море) Турцией (на её долю приходится примерно половина внешнеторгового оборота России в этом субрегионе). Из России в Турцию более всего поступает нефть и природный газ.
Если же взять все статьи сырьевого экспорта, то более 75 % экспорта России приходится на прямой и косвенный экспорт невозобновляемых ресурсов, т. е. наша страна на мировом рынке выступает почти исключительно в качестве поставщика сырья и полуфабрикатов. Продажа сырья и полуфабрикатов на международном рынке стала главной целью добычи и первичной переработки сырья, а внутреннее потребление этих ресурсов отступило на второй план.
Однако данное положение дел не следует рассматривать только с негативной стороны:
• с одной стороны, добывающие отрасли, в первую очередь топливно-энергетический комплекс (ТЭК), служат своеобразным средством, ослабляющим экономический кризис в стране, смягчающим общее падение производства. Коль скоро есть спрос на данный вид товара, объемы такого производства растут, сохраняются рабочие места, рабочие получают заработную плату, а предприятия получают прибыль, что обеспечивает стране поступления в государственный бюджет необходимых средств для осуществления текущей социально-экономической политики страны;
• с другой стороны, чрезмерная ориентация на вывоз сырья приводит к нарастанию экономической зависимости от состояния мирового рынка, цен на важнейшие сырьевые ресурсы, порождает опасность растраты невозобновляемых ресурсов.
Внешнеэкономические связи России со странами, являющимися ранее республиками СССР, обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в особую группу. Традиционно эти связи характеризуются несбалансированностью обмена, что выражается в превышении объёма экспортных поставок из России по сравнению с величиной импортных поступлений из СНГ. Это означает, что часть создаваемого национального дохода России передаётся на нужды других республик. Россия поставляет в страны СНГ энергосырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые часто ниже мировых.
Однако даже в этом случае сохраняется необходимость кредитования других стран СНГ со стороны России для покупки ими энергоносителей и других российских товаров.
Новым этапом в развитии отношений Росси и СНГ стало подписанное в апреле 2004 г. и сразу же вступившее в силу соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.
Достаточно легко произошло сближение в нефтяной отрасли между Россией и Белоруссией. Так, в 1994 г. по решению правительств этих стран была создана совместная НК «Славнефть», что стало ещё одним шагом на пути к интеграции. В настоящий момент предприятия «Славнефти» успешно работают на территориях России и Белоруссии, например, часть добытой компанией нефти в России перерабатывается на Мозырском НПЗ в Белоруссии.
Процесс же налаживания экономического взаимодействия в нефтяной сфере между Россией и Украиной протекает не так гладко и сопровождается многочисленными осложнениями. Первой Российской нефтяной компанией, обосновавшейся на Украине, стала «Татнефть».
Россия и Казахстан входят в один макрорегион с общей энергетической, транспортной и экологической инфраструктурой и перспективы их развития во многом связаны с дальнейшим углублением сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе, с воссозданием единой энергетической системы.
Создан таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. На долю этих государств приходится 83,4 % внешнеторгового оборота со странами СНГ. В торговой структуре экспорта наибольший удельный вес приходится на топливно-энергетические ресурсы.
Анализ роста экономики страны и хода выполнения структурных реформ показывает, что в течение длительной перспективы экспорт энергоресурсов останется на высоком уровне.

* Приведенные показатели прогнозных балансов ТЭР носят ориентировочны характер и подлежат корректировке в соответствие с изменениями макроэкономических условий и проводимой экономической политики (ценовой, налоговой, тамоденной, инвестиционной и др.)

Сегодня нефть и природный газ – основные экспортируемые энергоресурсы. В 2011 г. за рубеж направлено около 237 млн. т сырой нефти, или 46,5 % объема ее добычи, и свыше 130 млн. т нефтепродуктов, что превысило половину объема их производства в стране. В настоящее время почти 90 % экспорта жидкого топлива поставляется в страны дальнего зарубежья, тогда как в начале 1990-х годов в страны СНГ шло более половины российской нефти и почти 18 % нефтепродуктов. В 2011 г. поставки природного газа из России достигли 182 млрд. куб. м и обеспечили 33 % общего спроса в Европе.
Основным партнером России в области торговли энергоресурсами остается Европейский Союз (ЕС), который потребляет около 14 % энергии в мире и является крупнейшим нетто-импортером энергоресурсов. По прогнозам EIA[42], рост потребления первичных энергоресурсов в ЕС ежегодно будет составлять около 0,5 % (при росте экономики в странах ЕС на 1,8 % в год). Таким образом, к 2030 г. внутреннее потребление первичных энергоресурсов в ЕС увеличится на 12 % по сравнению с 2008 г. и достигнет около 1800 млн. т н. э. в год.
Можно ожидать, что в период до 2020 г. российский экспорт нефти несколько возрастет, прежде всего, за счет развития нового экспортного направления в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В период 20202030 гг. добыча сырой нефти в России выйдет на практически постоянный уровень, что приведет к неизбежному сокращению экспорта нефти и нефтепродуктов. Эта тенденция проявится более остро после 2030 г., когда добыча нефти начнет сокращаться в связи с исчерпанием ресурсов дешевой нефти. Поддержание экспорта нефти на высоком уровне может потребовать создания в России производств синтетической нефти на базе дешевых углей.
Что касается природного газа, то по прогнозам МЭА [43], спрос на него в странах ЕС может возрасти с 536 млрд. куб. м в 2008 г. до 621 млрд. куб. м в 2030 г. Сегодня сложно говорить о том, сможет ли российский газ сохранить свою долю на европейском рынке в долгосрочной перспективе. В последнее время наметился ряд политических и экономических факторов, которые могут повлиять на контуры развития западного направления экспорта природного газа из России в ближайшие несколько десятилетий. Важнейшими из них являются:
• стремление Европы диверсифицировать источники и направления импортных поставок природного газа для повышения собственной энергетической безопасности;
• развитие глобального рынка сжиженного природного газа (СПГ) и появление новых конкурентов России на европейском рынке газа;
• риски ненадежности поставок природного газа в Европу, обусловленные «газовым конфликтом» России с Украиной;
• высокие затраты на добычу и транспортировку российского газа, обусловленные удаленностью и сложными условиями разработки новых газовых месторождений России, ограничивают диапазон цен, при которых российский газ сохраняет свою конкурентоспособность;
• значительный потенциал возможного развития добычи сланцевого газа в Европе.
В ближайшие несколько лет угроза для российских позиций на европейском рынке природного газа пока невелика – реальных альтернатив у европейских потребителей нет. Однако уже к концу текущего десятилетия можно ожидать рост предложения газа на европейском рынке как со стороны существующих конкурентов (Катар, страны Северной Африки), так и за счет выхода на рынок новых поставщиков (Азербайджан, Туркменистан, Иран). Определенные возможности развития поставок СПГ на европейский рынок открываются и для США за счет «бума» добычи сланцевого газа, излишки которого могут быть направлены европейским потребителям. Положение России на европейском рынке газа осложняется тем, что она занимает позицию замыкающего поставщика. Поэтому объемы поставок российского газа в Европу будут очень чувствительны к экспортным возможностям стран-конкурентов, предлагающих свой газ на более гибких условиях, по более низким и мобильным ценам спотового рынка.
В связи с этим объемы поставок российского газа в Европу могут снизиться со 180 млрд. куб. м в 2010 г. до 160 млрд. куб. м в 2030 г., а если в Европе начнется активное освоение сланцевого газа, спрос на российский газ может сократиться до 120 млрд. куб. м. При этом доля России в обеспечении европейского спроса на газ снизится до 20 % по сравнению с 33 % в настоящее время. В 2040 г. вследствие резкого падения собственной добычи и поставок из стран Южной Америки спрос Европы на российский газ может превысить 240 млрд. куб. м. (вариант с низкими ценами на газ на западноевропейском рынке, сильным ростом добычи сланцевого газа в регионе и позицией России как замыкающего поставщика газа на европейский рынок).
Глобализация мирового рынка природного газа заметно ослабила инфраструктурную привязку Европы к России, важную роль начинает играть спотовый рынок. В условиях изменившейся конъюнктуры единственным способом удержания и возможного расширения собственной ниши на европейском рынке для России является отказ от жесткой стратегии в отношении европейских потребителей в пользу более гибкой ценовой политики. При проведении грамотной политики, способной обеспечить приоритетность российских поставок газа в ЕС, объемы экспорта российского газа в Европу могут возрасти до 260 млрд. куб. м к 2030 г. и до 310 млрд. куб. м к 2040 г. В этом случае доля российского газа в удовлетворении спроса Европы поднимется до 35 % (вариант с высокими ценами на газ, слабым развитием добычи сланцевого газа в Европе и приоритетным положением России среди конкурирующих поставщиков газа).
Интеграция России в мировую систему оборота энергоресурсов, сотрудничество с иностранными инвесторами в области освоения и разработки топливно-энергетических ресурсов, повышения эффективности использования энергоресурсов и освоения новых энергетических рынков является не только одним из важнейших направлений энергетической политики России, но и ее весомым вкладом в решение глобальных проблем энергетики, которые стоят перед человечеством в первые десятилетия XXI века.
Внешняя энергетическая политика, энергетическая дипломатия и международная деятельность призваны обеспечить:
• недискриминационный режим внешнеторговой деятельности в энергетическом секторе с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию, включая доступ российских энергетических компаний к зарубежным рынкам энергоресурсов, финансовым рынкам, передовым энергетическим технологиям;
• сохранение энергетической безопасности страны, укрепление позиций России на мировых энергорынках, максимально эффективную реализацию экспортных возможностей отечественного ТЭК;
• содействие привлечению зарубежных инвестиций в российский энергетический сектор.
Исходя из этих целей, Энергетическая стратегия предусматривает:
• максимизацию национальной выгоды от внешнеэкономической деятельности с учетом оценки взаимосвязанных последствий политики в области экспорта, импорта и транзита, присутствия российских компаний на мировых рынках энергоресурсов и капитала;
• создание механизмов координации государственной политики в области внешнеторгового регулирования в энергетической сфере;
• стимулирование диверсификации товарной структуры экспорта, повышения объема вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости;
• диверсификацию рынков сбыта энергоресурсов, расширения географии присутствия российских компаний на международных рынках при обеспечении экономической целесообразности такого расширения;
• поддержку проектов по активизации привлечения иностранного капитала в Россию;
• развитие новых форм международного сотрудничества в энергетике, научно-техническом сотрудничестве.
В качестве стратегической задачи ставится укрепление позиции России на мировом нефтяном рынке, а также сопредельных газовых рынках, с тем, чтобы в течение предстоящего двадцатилетия оставаться стабильным и надежным источником энергоресурсов для европейских государств и всего мирового сообщества.
Россия выступает за формирование единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, за развитие международных энерготранспортных систем, за недискриминационный транзит энергоносителей. В этих целях государство будет поощрять участие российских акционерных обществ и компаний в разработке и реализации крупномасштабных международных проектов транспорта газа, нефти и электроэнергии как в западном, так и в восточном направлениях.
Для России с ее уникальным географическим и геополитическим положением проблемы транзита энергоресурсов имеют особое значение. Вследствие этого Россия имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы транзит обеспечивал и надежность ее снабжения энергоресурсами, и их эффективный экспорт, и получение дохода от транзитных функций.
Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также объективно влиятельное положение ТЭК России в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число базовых элементов российской дипломатии. Основными задачами энергетической дипломатии в рассматриваемый в Стратегии период времени являются:
• внешнеполитическое обеспечение реализации Энергетической стратегии России;
• дипломатическая поддержка интересов отечественных топливно-энергетических компаний за рубежом;
• активный энергетический диалог с Европейским Союзом, США, другими странами и международными организациями.
Россия как один из крупнейших в мире производителей, экспортеров и потребителей топливно-энергетических ресурсов будет активно вести диалог и со странами-производителями энергоресурсов, и с государствами, потребляющими их, участвуя в работе Международных энергетических конференций, сотрудничая с промышленно развитыми странами на основе декларации о сотрудничестве с МЭА и в рамках «восьмерки», а также взаимодействуя с ведущими странами-экспортерами нефти в рамках ИПЕК и в контактах с ОПЕК.
Важное значение для достижения поставленных целей в области международной деятельности будет иметь законодательное обеспечение. Уже на первом этапе (до 2005 г.) необходимо принять законы и поправки к действующим законам в части регламентирования порядка вывоза капитала из России и инвестиций российских компаний за рубежом, поддержки отечественных компаний в борьбе за ресурсы и рынки сбыта энергоносителей, развития совместных предприятий и иностранных инвестиций в добычу (производство) энергоресурсов в стране, включая выработку электроэнергии.
В целях координации внешнеэкономической деятельности и внешнеполитической поддержки отечественных топливно-энергетических компаний необходимо создание соответствующей Межведомственной комиссии и повышение эффективности работы созданных органов управления в рамках СНГ и Союза России и Белоруссии.
Эффективная внешнеторговая политика в сфере ТЭК будет базироваться на оценке перспективных энергетических рынков, активное присутствие на которых будет выгодным для страны. Укрепление позиций России на мировых энергорынках позволит не только максимально реализовать экспортные возможности отечественного ТЭК; этого требуют и интересы экономической безопасности страны.
Набирающие силу процессы глобализации мировой торговли диктуют вывод о том, что взаимодействие с государствами всех регионов мира, в том числе со странами-членами СНГ, должно основываться на принципе извлечения Россией национальной выгоды.
Россия заинтересована в долгосрочном масштабном вовлечении в свой топливно-энергетический баланс углеводородных ресурсов (особенно природного газа) центрально-азиатских стран-участниц СНГ. Это позволит экономить ресурсы северных газовых месторождений России для будущих поколений и избежать необходимости форсированных капиталовложений в их разработку.
В интересах России участие отечественных компаний в проектах по расширению энерготранспортной инфраструктуры по территории стран-участниц СНГ. Приоритетными направлениями сотрудничества будут восстановление и дальнейшее развитие единой электроэнергетической системы стран Содружества, укрепление минерально-сырьевой базы стран СНГ, участие России в разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа, строительстве электроэнергетических объектов в странах Содружества. К числу стратегических приоритетов относится и решение комплекса проблем по Каспию, включая подготовку конвенции по правовому статусу Каспийского моря.
Энергоресурсы России и в дальнейшем будут играть существенную роль на энергорынке стран Европы, который в перспективе останется одним из основных рынков сбыта продукции российского ТЭК. Расширение Европейского Союза, промышленный рост в странах ЕС должны сыграть положительную роль в расширении российского экспорта на этом рынке и максимизации национальных выгод от поставок энергетических ресурсов в страны Европы.
В условиях интеграционных процессов в Европе, либерализации электрического сектора и расширения зоны параллельной работы энергосистем государств ЕС, стратегически важным направлением развития российской электроэнергетики является организация параллельной работы ЕЭС России с энергосистемами европейских стран. Это должно обеспечить равноправный доступ России на электроэнергетические рынки Европы, развитие торговых отношений, реализацию масштабных системных эффектов, качественно новый уровень сотрудничества и кооперации в электроэнергетике.
Перспективными для России является североамериканский энергетический рынок, в особенности рынок США. Преодоление рецессии в американской экономике и прогнозы ее долгосрочного роста позволяют рассчитывать на расширение потребности в энергетических ресурсах. Интересы России связаны с обеспечением стабильного сбыта нефти и продуктов ее переработки. США может стать долгосрочным рынком сбыта продукции российской нефтяной отрасли, а американский капитал – источником инвестиций в развитие экспортных направлений транспортировки российской нефти и продуктов ее переработки. Кроме того, США являются перспективным рынком сбыта энергетической продукции российской атомной промышленности.
Важнейшую роль для ТЭК России будут играть рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Азии. Прогнозы динамичного экономического развития в этих регионах, в первую очередь в странах Северо-Восточной Азии и Индии, определяют существенные возможности для расширения экспорта энергетической продукции, технологий и рабочей силы из России и государств – участниц СНГ. Основными партнерами в экономическом сотрудничестве станут Китай, Корея, Япония, Индия – перспективные рынки сбыта газа, нефти, электроэнергии, атомных технологий и продукции ядерно-топливного цикла.
Рынки Ближнего Востока, Южной Америки и Африки представляют интерес прежде всего как потенциальные потребители услуг российских энергетических компаний, а также как импортеры энергетических технологий и оборудования для ТЭК.
Вступление в международные альянсы государств-поставщиков отдельных видов энергетических ресурсов целесообразно только в том случае, если это отвечает национальным интересам России. Россия будет проводить политику конструктивного диалога как с государствами – нетто-импортерами энергетических ресурсов и потенциальными покупателями российской энергетической продукции, так и со странами – нетто-экспортерами нефти, газа, угля и других энергоресурсов.
Твердые позиции России на мировых энергетических рынках позволят не только обеспечить стабильный доход от экспорта продукции ТЭК, но и существенно укрепить экономические и политические позиции страны в мире.
Место и роль России на мировых энергетических рынках являются ключевым фактором как для развития национальной экономики, так и для экономического и политического положения страны в мировом сообществе.
Исходя из сформулированных выше целей внешней энергетической политики, международная деятельность России в сфере энергетики будет осуществляться по следующим основным направлениям:
• экспорт топливно-энергетических ресурсов;
• разработка и освоение энергетических ресурсов на территориях других государств;
• закрепление присутствия на внутренних энергетических рынках зарубежных государств, совладение сбытовой сетью энергоресурсов и объектами энергетической инфраструктуры в этих странах;
• привлечение зарубежных инвестиций в производство, транспорт и преобразование энергоносителей в России;
• организация параллельной работы с сопредельными электроэнергетическими объединениями;
• транзит энергоресурсов;
• международное научно-техническое и правовое сотрудничество.
Таким образом, Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет её геополитическое влияние.
Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.
Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.

Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики и населения страны всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика. Целью энергетической политики, которую проводит Министерство энергетики РФ, является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны[44].
В настоящее время происходит переход на следующий этап развития мировой энергетики, характеризующийся очередным удвоением цен и более умеренным ростом энергопотребления.
За последние 150 лет энергетика мира выросла в 35 раз и прошла три этапа развития так, что длительность этапов последовательно уменьшалась (70, 50, 0 лет), удваивалась цена топлива и замедлялся рост энергопотребления (в 4,8, 4,2 и 1,6 раза), а в конце каждого этапа наблюдался кризисный спад спроса на энергию (рисунок 7). Текущее замедление глобального энергопотребления может сигнализировать о том, что мировая энергетика находится в очередной переходной точке. Прогноз результатов укрепляет мнение о наступлении следующего (четвертого) этапа развития мировой энергетики, характеризующегося умеренным ростом энергопотребления.

Ключевой для любого энергетического прогноза показатель – спрос на энергию – естественно определяется динамикой развития демографии и экономики страны, региона или мира в целом. Очевидно, что основной драйвер роста энергопотребления – повышение благосостояния растущего населения. При этом главным демографическим показателем является численность населения, а развитие экономики с некоторой условностью характеризует валовой внутренний продукт. Соответственно ключевыми для прогноза удельными показателями являются душевое энергопотребление и энергоемкость валового внутреннего продукта.
В качестве исходного сценария для России являются показатели развития, которые в период до 2030 года в основном соответствуют инновационному сценарию долгосрочного прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации от начала 2013 года, а затем сохраняют его тенденции.
Согласно этому исходному сценарию прогнозируется небольшой рост численности населения страны – до 144 млн. человек в 2020 году с ускоряющимся снижением до 138 млн. человек в 2040 году. Валовой внутренний продукт России увеличится к 2040 году в 3,2 раза или в среднем на 3,4 % ежегодно, а расчете на душу населения вырастет в 3,3 раза. Россия при этом до 2030 года сохранит 6-е место по объемам валового внутреннего продукта среди стран мира, а к 2040 году опередит Японию и поднимется на 5-е место, упрочив свое геополитическое положение.
На рисунке 8 показаны динами и составляющие валового внутреннего продукта для исходного варианта развития экономии и энергетики России. Такой динамике населения и экономике соответствует рост внутреннего спроса на энергоресурсы на 39 % к 2040 году, его на 40 % создают электростанции. Покрытие этого проса на половину обеспечивает природный газ.

В данном сценарии предполагается, что энергоемкость российского валового внутреннего продукта должна снизиться на 57 % к 2040 году – это быстрее среднемировой динамики данного показателя. Однако, несмотря на высокие темы снижения, энергоемкость российской экономики все же остается выше среднемировой на 75 %.
Исходный вариант предусматривает небольшой рост экспорта энергоресурсов к 2020 году, затем стагнацию и снижение суммарного экспорта при уменьшении вывоза нефти и нефтепродуктов и увеличении экспорта газа (рисунок 10). При этом в данном сценарии Россия и через 30 лет остается не только крупнейшим в мире экспортером нефти и газа, но и крупнейшим их производителем.

Такому внутреннему и внешнему спросу соответствует рост производства первичной энергии на 20 %, в основном за счета газа, возобновляемых источников и ядерной энергии при уменьшении доли нефти и сохранении доли угля (рисунок 11). Добыча газа в исходном сценарии превысит 900 млрд. куб.м. в год, и сравниться с ней могут только США. Добыча нефти стабилизируется до 2030 года близко к современной (500 млн. т. в год) и будет сопоставима с добычей Саудовской Аравии и США.

Далее эти параметры исходного сценария – динамик потребления и возможности производства энергоресурсов в России, затраты на добычу, переработку, транспортировку нефти и газа, а также действующие ныне экспортные пошлины и налоговая нагрузка на эти отрасли – были заложены в оптимизационные модели мировых энергетических рынков с целью:
• анализа реализуемости этих параметров исходного сценария в условиях жестких ограничений со стороны спроса и конкурирующих поставщиков на глобальных энергетических рынках;
• выявления возможных последствий для России различных вариантов развития мировой энергетики.