Государственное регулирование ценообразования

Под государственным регулированием ценообразования понимается воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития национальной экономики. Это воздействие реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного регулирования с учетом ценовой политики государства.
Объективная необходимость государственного регулирования цен обусловлена следующими причинами: защита рынка от монополий; необходимость изменения цен, устанавливаемых рыночным механизмом, с целью уменьшения неравенства в распределении доходов между отдельными отраслями производства и отдельными группами населения; потребность в перераспределении ресурсов, когда рыночная экономика не способна выделить необходимые ресурсы для производства товаров, выпуск которых с социальной стороны оправдан; необходимость стабилизации экономики, обеспечивающей полную занятость ресурсов и стабильный уровень цен.
Ценовая политика государства направлена на формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения конкурентоспособности товаров отечественных товаропроизводителей, стабильного роста жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей ценовая политика базируется на рациональном сочетании свободных и регулируемых цен.
Основными функциями государства в области регулирования ценообразования являются создание и обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики; стимулирование мероприятий по формированию конкурентной среды; контроль над монополиями и их ограничение; поддержка незащищенных слоев населения путем установления социальных пособий, модификации цен, налогообложения; корректирование распределения ресурсов с целью улучшения структуры национального продукта; стимулирование экономического роста, контроль за уровнем занятости и инфляции.
Основными задачами ценовой политики государства являются:
• закрепление позитивных тенденций по дальнейшей стабилизации ценовой ситуации в стране, недопущению опережающего роста цен по сравнению с ростом доходов населения;
• формирование ценовых пропорций, способствующих осуществлению расширенного воспроизводства в организациях и отраслях экономики;
• совершенствование механизмов ценового регулирования на основе перехода на регулирование цен и тарифов преимущественно экономическими методами, создание барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных цен, прежде всего в отраслях естественных монополий и базовых отраслях экономики;
• поэтапное сокращение бюджетных субсидий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на оказание транспортных услуг населению в увязке с проведением мер по повышению эффективности этих организаций и росту доходов населения;
• сужение сферы прямого государственного ценового регулирования;
• создание условий для расширения рыночных механизмов ценообразования;
• регулирование внутреннего уровня цен с учетом: а) цен в сопредельных странах для защиты экономических интересов Республики Беларусь, б) проведения соответствующей политики в области увеличения заработной платы;
• предупреждение и пресечение нарушений ценового и антимонопольного законодательств.
Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются:
– на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
– отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом страны или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Целесообразно различать три основные формы государственного воздействия на ценообразование: 1) ограничение на формирование цен в виде их фиксирования; 2) установление предельных цен, рентабельности и других ограничительных нормативов; установление налоговых или других платежей, ведущих к изъятию необходимых доходов у потребителя или производителя (заказчика или поставщика); 3) государственная поддержка цен и доходов в виде субсидий и дотаций потребителю или производителю (заказчику или поставщику).
Применительно к сфере ценообразования выделяют следующие методы государственного регулирования:
– экономическое регулирование (косвенное), которое является основным методом ценового регулирования, так как в этом случае сохраняется экономическая обоснованность цен. Оно осуществляется с учетом изменения цен товаров под влиянием спроса и предложения на рынке и условий производства. Регуляторами здесь выступают налоги, условия кредита, размер денежной эмиссии, валютная политика;
– административное (прямое) регулирование, которое предполагает прямое изменение или установление уровня цен (тарифов), порядок их определения, изменения и декларирования посредством законодательных актов. Административное регулирование цен (тарифов) осуществляется путем установления:
• фиксированных цен (тарифов);
• предельных цен (тарифов);
• предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
• предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
• декларированных цен (тарифов);
• порядка определения и применения цен (тарифов).
Выбор конкретного способа регулирования цен определяется государственным органом, осуществляющим этот вид регулирования, исходя из ценовой политики государства, государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в стране.