Классификация цен

Классификация цен осуществляется по ряду следующих признаков.
По масштабу торговых операций и характеру реализуемого товара различают отпускные, оптовые и розничные цены.
Отпускные цены организации – цены, по которым она реализует произведенную продукцию другим организациям или оптово-сбытовым предприятиям, как правило, крупными партиями. Эти цены включают в себя издержки производства и реализации, прибыль, косвенные налоги, включаемые в цену (НДС, акцизы), если они выплачиваются товаропроизводителем из выручки, а также косвенные сборы и отчисления.


Оптовые цены сбытовых организаций – это цены, по которым оптово-сбытовые организации реализуют товары организациям и потребителям. Оптовая цена состоит из отпускной цены организации и оптовых надбавок, которые включают издержки обращения и прибыль этой организации, а также косвенные налоги на оптовую деятельность.
Розничные цены – это цены, по которым розничные торговые организации реализуют товары населению или мелкооптовому потребителю. Розничная цена состоит из оптовой цены сбытовых организаций, торговой (розничной) надбавки розничных торговых организаций, размер которой, как правило, ограничен, а также косвенных налогов на деятельность розничных торговых предприятий.
Таким образом, каждый из последующих видов цен включает в качестве составной части предыдущий вид. Так оптовая цена оптово-сбытовых организаций включает отпускную цену организации-изготовителя, а розничная цена – оптовую цену. Модель формирования этих цен представлена в табл. 12.1.
По степени и способу регулирования различают свободные, договорные и регулируемые цены.
Свободные (рыночные) цены формируются без вмешательства государственных органов управления под воздействием конъюнктуры рынка на основе соотношения спроса и предложения на рынке.
Договорные (контрактные) цены определяются предварительным соглашением (договором, контрактом) между покупателем и производителем.

Регулируемые цены устанавливаются государственными органами управления с учетом введения определенных ограничений. Регулируемые цены классифицируются на гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые. Регулирующее воздействие на цены проявляется путем:
– установления верхнего абсолютного уровня цены на основе определения базового уровня и предельных ценовых коэффициентов;
– ограничения роста цены через норму прибыли;
– ограничения вознаграждения посредников (лимит надбавок);
– установления нижнего предела цены, например, для стимулирования НТП при производстве научно-технической продукции.
По способу фиксации различают твердые, подвижные и скользящие цены.
Твердые цены устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по договору, в котором указывается «цена твердая и изменению не подлежит».
Подвижная цена – цена, зафиксированная в договоре, она может быть пересмотрена, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится. При этим в договоре предусматривается оговорка о возможности повышения или понижения цены.
Скользящая цена – цена, которая корректируется в период действия договора на основе пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства (цены на товары с длительным сроком изготовления).
По условиям поставки и продажи различают цену-нетто и цену-брутто.
Цена-нетто – цена на месте купли-продажи; цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера подтоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условий страховки). Понятие «франко» (от лат. franker – оплачивать вперед) выражает условия включения в цену продукции, например, транспортных расходов, связанных с различными условиями доставки продукции потребителям.
В зависимости от учета условий поставки (транспортировки) товаров различают цены: франко-склад поставщика, франкостанция отправления, франко-вагон станции отправления, франко-вагон станции назначения, франко-станция назначения, франко-склад потребителя.
В зависимости от вида рынка различают цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов.
Классификация цен раскрывает состав цены, которая включает определенные элементы. В зависимости от вида цены состав ее элементов меняется. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет структуру цены. Зная структуру цены товара, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль, торговые надбавки (скидки), косвенные налоги и другие составляющие (транспортные издержки или затраты по страхованию). На основе анализа структуры цены определяются резервы снижения (например, себестоимости), вырабатывается ценовая стратегия, выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели развития организации.