Стратегия ценообразования с учетом качества товара

Улучшение технических характеристик промышленной продукции обычно является основанием для установления более высокой цены.
В практике действия ценовых характеристик товаров наиболее эффективным является метод статистического анализа с использованием корреляционно-регрессионных зависимостей, связывающих ценовой параметр с техническими характеристиками изделия.
Если сравниваемые товары (услуги) идентичны по качеству, то потребитель оценивает их конкурентоспособность по критерию «цена потребления», которая отражает полные расходы потребления по приобретению и (плюс) расходы при эксплуатации товара в течение срока его службы. Полные расходы состоят из единовременных и текущих затрат.


Единовременные затраты включают:
– затраты на покупку товара (цену товара);
– транспортирование;
– налоговые сборы;
– сборку и наладку.
Текущие затраты включают:
– затраты на послегарантийный ремонт;
– топливо и энергию;
– комплектующие детали и материалы, потребляемые при эксплуатации товара.
В составе цены потребления надо учитывать не только денежные затраты, но и затраты времени покупателя (владельца) на приобретение товара как в составе единовременных затрат, так и текущих. Учет затрат времени в структуре единовременных затрат необходим при приобретении товаров повседневного спроса; при покупке товара в удаленных торговых центрах и рынках. Снижение единовременных затрат на покупку технически сложных товаров достигается за счет предоставления кредита и зачета стоимости подержанных изделий, например, бывших в употреблении автомобилей. В структуре цены потребления холодильников, произведенных до 2010 г., продажная цена занимала в среднем 46 %, плата за электроэнергию – 54 %, плата за поддержание работоспособности – 6 %; в структуре цены потребления телевизоров эти показатели составляли соответственно 53 %, 12 %, 35 %.
Наибольшие относительные затраты за весь срок службы из всех бытовых электроприборов имеет холодильник. Постоянное увеличение стоимости энергии и топлива определили для потребления многих изделий актуальность показателей энергосбережений (потребляемой мощности, расхода топлива). Поэтому энергопотребляющая продукция (в том числе электро- , радиотовары и др.) подлежит обязательной сертификации по показателям энергосбережения.
Практика показывает, что цены на товары монополистов существенно растут (например, тарифы на перевозку грузов транспортными организациями). Железнодорожная составляющая многих товаров доходит до 30 % их цены. Повышение тарифов на грузовые перевозки сырья, топлива (бензин, газ, каменный уголь, нефть) увеличивают затраты (цены) у производителей готовой продукции. «Цепную реакцию» увеличения цен имеет повышение стоимости нефти и бензина.
Покупатель при приобретении товара, особенно технически сложных бытовых и продукции производственно-технического назначения, обращает внимание на то, сколько будет стоить товар при покупке (Цпр) и каковы будут суммарные затраты при его эксплуатации (∑ЗЭКСПЛ)· В конечном итоге какова будет цена потребления (Цпотр):
Цпотр = Цпр + ∑Зэкспл → min.
При этом существует зависимость между качеством продукции (производительность оборудования, надежность, уровень энергопотребления, ремонтопригодность) и затратами на эксплуатацию. Как правило, это зависимость обратная. Таким образом, товаропроизводитель, обеспечивая потребителю решение его проблем наиболее эффективным способом (производством качественной продукции), вправе в определенных пределах компенсировать свои затраты более высокой продажной ценой, но обеспечивая условие Цпотр → min.
Опасность проведения такой ценовой политики для потребителя состоит, с одной стороны, в том, что она может вызвать спрос, значительно превышающий производственные возможности организации, а это спровоцирует рост цен. С другой стороны, если на рынке присутствуют сильные конкуренты, то они пожелают последовать стратегии снижения цен. И тогда базовое предприятие не сможет реализовать преимущества своей стратегии.