Быстрое реагирование

Успех быстрого реагирования на чрезвычайную ситуацию обеспечивается целым рядом факторов. Соответствующие государственные органы обязаны незамедлительно начать действовать, должны быть запущены разработанные процедуры, объявлено о наступлении чрезвычайной ситуации, начата работа по выработке необходимых решений и координированию их реализации. В этот момент могут экстренно потребоваться специальные материально-технические средства и выделенные средства коммуникации, возникнет необходимость в создании специальных центров управления.

Проведение спасательных и восстановительных работ является непростой задачей. С ней лучше справятся правительства, которые опираются на передовой опыт, ищут способы преодоления функциональных проблем, выявленных в ходе ликвидации более ранних чрезвычайных ситуаций. Например, в последние годы в ходе оценки эффективности реагирования была выявлена угроза возникновения проблем со связью между аварийно-спасательными службами из-за перегруженных мобильных сетей; на местах отсутствовало единое понимание оперативной ответственности. Таким образом, был сделан вывод о необходимости использования специальных линий связи и разработки четких инструкций для аварийно-спасательных служб.
Экстренное реагирование считается эффективным, если чрезвычайная ситуация не вызывает панику; при этом отсутствует информационный вакуум и население располагает достаточными сведениями, чтобы избежать распространения слухов. Необходима четкая, последовательная и своевременная связь с общественностью, чтобы граждане получали информацию о ситуации и о том, какие действия им необходимо предпринять.
Задача по оповещению населения осложняется в быстро меняющейся ситуации; тем не менее ее необходимо решать, поскольку неполная информация или ее нехватка могут привести к тяжелым последствиям – именно это произошло после аварии на ядерном реакторе «Фукусима» в Японии. В современном обществе у властей мало шансов скрыть информацию о чрезвычайной ситуации. Повсеместное проникновение социальных сетей, широкое использование Facebook и Twitter означают, что сведения становятся доступны широкой общественности в реальном времени. Поэтому для управления информацией государственным органам следует использовать возможности социальных медиа.
В большинстве чрезвычайных ситуаций требуется экстренная медицинская помощь и другие услуги по спасению жизни. Оперативное предоставление таких услуг является абсолютным приоритетом, а для выполнения этой задачи необходима координация действий с благотворительными организациями и другими структурами, также оказывающими экстренную помощь и поддержку.