Польза для бизнеса

Недостаточное взаимодействие правительства с бизнесом может оказать негативное влияние на компании. В опросе McKinsey, касавшемся сотрудничества бизнеса и государства, 47 % опрошенных руководителей сообщили, что новые законы и нормы отрицательно сказываются на их фирмах[115]. И наоборот, позитивный диалог способен принести пользу.
Привлечение бизнеса к выработке новых политических мер и норм регулирования может положительно воздействовать на принятие решений государственными органами. Так, при проведении анализа «затраты-результат» в отношении новых законодательных инициатив учет мнения бизнеса позволит полнее оценить потенциальные издержки для деятельности компаний. Правительства могут обеспечить бизнесу возможности согласования политики корпоративной социальной ответственности с принципами государственной политики, предоставить канал более эффективной коммуникации, обмена передовыми идеями и обсуждения важных вопросов.


Для улучшения государственного диалога с бизнесом создаются бизнес-ассоциации, совместные советы правительства и бизнеса, форумы, рабочие группы и другие платформы. Точно так же, как коммерческие компании реализовали собственные стратегии и развивали межотраслевое сотрудничество для решения социальных и экологических проблем, руководствуясь концепцией корпоративной социальной ответственности (КСО), правительства стремятся к более широкому сотрудничеству с бизнесом, осознавая, что оно может способствовать эффективности государственного управления на фоне глобализации и в условиях сложности, непредсказуемости и изменчивости внешней среды.
С точки зрения результативности тесное сотрудничество частного и государственного секторов также весьма выгодно. Дея тельность частных компаний обычно более инновационна и эффективна, чем деятельность государственных учреждений, и в процессе сотрудничества правительства получают доступ к ресурсам частного сектора: капиталу, технологиям, опыту и финансированию. Взаимодействие по модели государственно-частного партнерства (ГЧП) не только способствует повышению эффективности государственных услуг, но и позволяет разделить риски – спроса и доходов, проектирования, внедрения, финансовые и политические. При этом учитывается, какая из сторон способна лучше управлять риском: частная компания или государственная организация. Преимущества, возникающие при правильной организации ГЧП, дают возможность правительствам выполнить принятые социальные обязательства, снижая дефицит бюджета и закладывая основы для экономического роста.
ГЧП все чаще встречается в сферах водоснабжения, телекоммуникаций, транспорта и здравоохранения, где успех подобной формы взаимодействия государства и бизнеса обеспечивается открытостью, конкурентностью и прозрачностью процесса государственных закупок. В результате укрепляются связи между государственными и частными структурами, а региональный бизнес получает позитивный импульс, так как постепенно исчезают условия для монополизации рынка услуг, прекращается завышение цен и перерасход средств, освобождаются государственные ресурсы для других важных областей, то есть распределение ресурсов становится эффективнее[116]. Совместная работа также способствует более оперативному оказанию услуг и, в зависимости от типа контракта, позволяет повысить эффективность расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание в течение всего жизненного цикла, поскольку они закладываются на этапе проектирования.
Правительства продемонстрировали, что заинтересованность частного сектора в участии в ГЧП повышается с внедрением соответствующих законодательных норм, способствующих быстрому и прозрачному принятию решений, при наличии институциональных возможностей для управления ГЧП и в условиях экономической политики, уменьшающей риски частного сектора. Это дает властям возможность согласовывать политические шаги и цели и приводит к консенсусу между правительством и бизнесом, в результате чего государственный и частный сектора дополняют друг друга.
Взаимодействуя с бизнесом в рамках ГЧП, правительства, однако, должны быть уверены, что государственные служащие обладают достаточными знаниями, чтобы вести переговоры по проектам, и могут оценить их стоимость. В противном случае государственные ведомства рискуют заключить невыгодные для себя долгосрочные контракты.
Правительства используют современные технологии в интересах бизнеса, стремясь строить отношения с бизнесом с учетом его потребностей и использовать индивидуальный подход при оказании услуг. В частности, порталы «одного окна» «Правительство – бизнесу» (G2B) предоставляют предпринимателям круглосуточную возможность регистрации компании, подачи налоговой декларации и декларации о доходах. Здесь же содержится множество полезной информации, включая нормативно-законодательные акты; тем самым бизнес получает действенную помощь без бюрократических проволочек.
Эффективное взаимодействие с бизнесом увеличивает инновационный потенциал правительства, что, в свою очередь, положительным образом сказывается на качестве государственных услуг. Сотрудничая с инновационными организациями, государственные органы получают дополнительный импульс к обмену передовым опытом, реализации новых идей и адаптации инновационных механизмов.
NESTA, британская благотворительная организация, поддерживающая инновации, провела исследование, которое показало, что местные органы власти Великобритании, взаимодействующие с частным сектором на основе партнерств или в форме консультаций, смогли в среднем на 80 % повысить эффективность и качество обслуживания, улучшить доступ к услугам и наладить обратную связь с гражданами[117].