Умные города и города устойчивого развития

Одной из областей, где правительства могут оказывать большое влияние на устойчивость общественного развития и жизнь людей в будущем, является проектирование, развитие и рост городов. Города следует рассматривать как механизмы развития и социального прогресса. При эффективном управлении они могут стать важным инструментом в обеспечении устойчивости развития социальных систем.
Темпы урбанизации растут, и правительствам предстоит управлять ею умело и рационально. Статистика ужасающа: в 1950-е годы единственным городом, население которого превышало 10 млн человек, был Нью-Йорк. В 2007 году городское население переступило порог в 3,3 млрд человек. Впервые более половины населения Земли оказались жителями городских центров. В 2012 году ежедневно более 180 000 человек переезжали в города.

Каждую секунду городское население увеличивается на два человека. К 2015 году, по оценкам ООН, число мегаполисов вырастет до 22. К 2050 году около 70 % населения Земли – 6,4 млрд человек – будут городскими жителями. Не менее впечатляющие цифры связаны и с развитием городов. Ожидается, что в Индии в ближайшие два десятилетия из деревни в город будут переезжать 30 человек в минуту. Понадобятся 500 новых городов, чтобы разместить этот поток переселенцев. В Китае десятки миллионов человек перебрались в города в поисках лучшей жизни, что поощрялось правительством. Согласно некоторым исследованиям, в Поднебесной за первую декаду нашего тысячелетия исчезли 900 тыс. деревень, при этом количество сельских жителей сократилось с 3,6 млн в 2000 году до 2,7 млн в 2010 году[151].
Резкий всплеск урбанизации и рост городского населения имеют ряд важных последствий. Значительно возрастает нагрузка на инфраструктуру существующих городов; эту тенденцию приходится учитывать и при планировании и проектировании новых городов. К тому же рост городского населения приводит к таким глобальным последствиям, как нехватка ресурсов и изменения климата. Например, в Индии только 74 % городских домохозяйств имеют водопровод; при этом ни в одном городе (по состоянию на декабрь 2013 года) не обеспечена круглосуточная и ежедневная подача пресной воды. Чаще всего подача воды ограничена 4–5 часами в день[152], [153].
Около 80 % мировых выбросов углерода приходится на города, при этом города потребляют 75 % вырабатываемой энергии[154].
Существующая городская инфраструктура, будь то вода, энергетика, транспорт, жилье или другие городские службы, потребует значительных финансовых вложений и инновационной модернизации. В связи с ростом существующих городов и строительством новых необходимы стратегии устойчивого развития, помогающие решить проблему увеличения выбросов парниковых газов и повышения спроса на ресурсы. Экономическое неравенство между городскими и сельскими районами будет увеличиваться, и потребуются политические меры, чтобы избежать несправедливого распределения экономических благ.
Многие города весьма серьезно относятся к реализации концепции умных городов, формируя программы устойчивого развития. Собственные программы устойчивого развития разработали Нью-Йорк, Копенгаген и Роттердам; они охватывают все аспекты городской жизни, включая эффективное строительство, рациональную транспортную систему, поставку более экологически чистой энергии, доступные и ориентированные на граждан информационные услуги и управление отходами. Определены количественные целевые показатели, уровень которых регулярно контролируется. Например, PlaNYC – план Нью-Йорка по устойчивому развитию и созданию пригодной для жизни среды – имеет конкретные показатели в таких сферах, как жилье, парки, транспорт, энергетика, отходы и изменения климата[155].
Преобразования в действии: Масдар
Учрежденная правительством Абу-Даби компания Mubadala Development Company строит город Масдар. Масдар задуман как эталон города, использующего возобновляемые источники энергии, экологически чистые технологии, а также как яркий пример устойчивого городского развития. В дизайне предусмотрено шесть технологических систем городской инфраструктуры: умные здания/умные электросети, экологически чистая схема снабжения, транспорт, тепловая энергия, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и энергоэффективное освещение.
Ориентация на устойчивое развитие является частью планирования и развития города в целом; она включает в себя такие цели, как сокращение потребления воды и энергии, использование экологичных продуктов и многофункциональных экологических зданий, создание благоприятной для пешеходов среды с передовой экологически чистой транспортной системой, а также применение новейших технологий и методов, использующихся в городском планировании, архитектуре, дизайне, строительстве и эксплуатации. Город выступает как «открытая платформа и испытательный полигон для технологий, важных для развития и успешного существования городов»[156].
Помимо других проектов в Масдаре в марте 2013 года была сдана в эксплуатацию электростанция на солнечных установках концентрирующего типа «Shams 1» стоимостью 600 млн долларов – крупнейший проект по возобновляемой энергии на Ближнем Востоке. Он основан на партнерстве между такими компаниями, как Masdar, Total и Abengoa.
Электростанция, расположенная на площади размером в 2,5 км2, использует солнечные тепловые коллекторы, чтобы сфокусировать энергию солнечного света на центральной трубе, где специальное масло разогревается до 393 ºС. В свою очередь, тепло от масла генерирует пар, приводящий в действие турбину, которая затем питает генератор, производящий электричество для энергосетей Абу-Даби.
Электростанция на солнечных установках концентрирующего типа[157] «Shams 1» в Абу-Даби способствовала росту рейтинга ОАЭ среди мировых держав в таких категориях, как «инвестиции в технологии CSP» и «общая мощность CSP», позволив им занять третье место в 2013 году. Сейчас только Испания и США опережают ОАЭ по совокупной мощности CSP, Индия и Китай замыкают мировую пятерку лидеров.
Развитие Масдара является частью стратегии Абу-Даби по созданию баланса между использованием углеводородного сырья и возобновляемых источников энергии и помогает решить как вопросы изменения климата, так и проблемы энергетической безопасности.
Многие города все чаще получают возможность самостоятельно регулировать свою жизнь и принимать решения, которые было бы сложно принять центральному правительству. Например, Нью-Йорк в 2005 году обязался уменьшить выбросы углекислого газа на 30 % к 2030 году. Федеральное правительство не ставило перед собой такой цели и, соответственно, не могло ее реализовать. К июню 2013 года город добился 19-процентного сокращения выбросов углекислого газа, что опережало утвержденный график[158].
Около 80 % населения Великобритании проживает в городах. Правительство этой страны хочет использовать технологии умных городов, сделав города в Великобритании «пригодными для жизни в цифровую эпоху»[159]. Оно стремится к тому, чтобы в Великобритании развивалась индустрия умных городов, мировой объем которой, по оценкам экспертов, к 2020 году составит 408 млрд долл. [160], [161] В 2013 году Великобритания уже инвестировала 95 млн ф. ст. в исследования в области умных городов, финансируемые Научно-исследовательским советом Великобритании[162], 50 млн – в создание нового Центра развития городов будущего[163], учрежденного Советом по технологической стратегии[164] Лондона, и 33 млн – на модели городов будущего. Одним из таких городов будущего является Бристоль. «Умный город Бристоль»[165] – программа сотрудничества между государственным сектором, бизнесом и обществом, цель которой – используя эффективные технологии, сократить выбросы СО2 на 40 % к 2020 году.
В городе также осуществляется программа цифрового партнерства «Соединяя Бристоль»[166], которая направлена на использование широкополосной инфраструктуры нового поколения, открытых данных, «зеленых» ИКТ и повышение доступности цифровых технологий. Проект Gigabit Bristol, получивший от государства финансирование в размере 11 млн ф. ст., в тестовом режиме разворачивает широкополосную высокоскоростную сеть Wi-Fi в масштабах города, используя экспериментальную радиочастотную сеть. Другой город будущего, Глазго, потратил 24 млн ф. ст., выделенных Советом по технологической стратегии, на предоставление интегрированных наборов услуг в сферах здравоохранения, транспорта, энергетики и общественной безопасности, тем самым стимулируя местную экономику и улучшая качество жизни горожан[167].
Из приведенных выше примеров очевидно, что технология, ставшая частью структуры города, является ключевым фактором в создании умных городов. Правительства должны способствовать развитию таких городов – прямо или косвенно. В конце концов, когда умные города станут нормой, ИКТ будут распространены повсеместно и станут легкодоступными, хотя и не всегда видимыми.
Чтобы достичь этой цели, нужно преодолеть значительные барьеры. Вим Элфринк, исполнительный вице-президент Cisco по стратегии и развитию новых решений и генеральный директор по вопросам глобализации, и Рик Киркланд, партнер консалтинговой фирмы McKinsey & Company, назвали пять составляющих успеха проектов умных городов[168]. Руководители должны быть увлечены концепцией умных городов и готовы претворять ее в жизнь в долгосрочной перспективе. Такое руководство должно отчасти быть направлено на формирование сильного, по-настоящему взаимовыгодного государственно-частного партнерства, которое сможет обеспечить преемственность вне зависимости от результатов выборов.
Необходимо умное регулирование, поскольку именно оно гарантирует обновление стандартов городской инфраструктуры. Например, в Австралии ведется длительная и непрекращающаяся дискуссия о преимуществах обязательной установки дополнительных резервуаров для воды в каждом новом доме. В рамках умного стратегического подхода была бы осуществлена установка различных типов резервуаров в зависимости от доступности воды и исключен уравнительный принцип в решении данной проблемы.
Рождение городов будущего – это создание новых экосистем для предоставления новых услуг, а также возникновение новых производственных отраслей. Как заметили Элфринк и Киркланд, в умных городах людям не нужно будет долго искать места для парковки, загрязняя город и нанося вред окружающей среде. Водитель получит информацию о свободных парковочных местах либо через приложение в смартфоне, либо через информационную систему автомобиля[169]. Наличие технологий и организаций, необходимых для предоставления подобной услуги, требует активного сотрудничества между городскими органами власти, автопроизводителями, поставщиками сенсорных технологий, операторами мобильных сетей, поставщиками облачных услуг – и многими другими организациями.
Резюме: обеспечение устойчивого развития общества
Устойчивое развитие в широком понимании этого термина становится новой целью правительства. Оказывая услуги населению сегодня, органы государственной власти должны заботиться о будущем. Углубление понимания необходимости более устойчивого развития происходит на фоне стремительного изменения климата, растущей нехватки ресурсов и растущего неравенства – все это представляет значительную угрозу для прогресса. Устойчивый подход к развитию может быть внедрен с помощью адекватной стратегии и нормативного регулирования, с помощью эффективных институтов и инструментов, а также путем финансирования пилотных инициатив, эталонных экспериментов с использованием инновационных методов и созданием соответствующих возможностей.
В частности, правительствам необходимо расширять возможности городов, закладывая основу для умного и устойчивого развития, путем прозрачного и эффективного городского управления со стороны властей, которые создают и контролируют новые экосистемы. Власти также должны использовать как традиционные, так и инновационные институты (например, Фонд национального благосостояния и Банки экологического развития), что будет способствовать финансовой стабильности, устойчивости окружающей среды, равноправию и благосостоянию будущих поколений.