Законодательство

В условиях кризиса правительства должны действовать быстро, и для принимаемых ими мер необходима четкая и понятная законодательная основа, а все меры быстрого реагирования должны опираться на законодательные и конституционные нормы. Системой нормативных правовых актов должны определяться полномочия и обязанности министерств, обстоятельства, при которых центральным и региональным органам власти могут быть предоставлены чрезвычайные полномочия, а также то, какие комитеты необходимо сформировать и каким процедурам необходимо следовать. Одновременно закрепляется ответственность за различные аспекты подготовки и устойчивости страны к рискам и за долгосрочные программы восстановления после чрезвычайных ситуаций.


Необходимо заранее определить, какие министерства и ведомства будут играть ведущую роль в тех или иных ситуациях, при тех или иных угрозах. Противодействие рискам для здоровья населения может находиться в компетенции Министерства здравоохранения или более специализированного ведомства – например, Центра контроля и профилактики заболеваний. Ответственность за последствия стихийных бедствий может быть возложена на Министерство по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство внутренних дел, а также, возможно, на Министерство обороны и специализированные органы, например Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям в США.
Ответственность за ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций определенного уровня или определенной степени тяжести несут комитеты, предварительно сформированные в структуре центральных министерств и ведомств. Необходимо тщательно предусмотреть все детали работы таких комитетов, включая их состав, безопасность места заседаний, процедуры взаимодействия с различными ведомствами, отвечающими за конкретные вопросы (эвакуация, спасательные операции, общественный порядок).
Не все кризисные ситуации требуют координации на национальном уровне. Общий принцип гласит, что ответственность за принятие решений возлагается на соответствующие органы самого низкого уровня. Например, районам, пострадавшим от урагана, первыми оказывают помощь местные службы экстренного реагирования; к региональным или национальным властям обращаются только в том случае, если местные ведомства не могут справиться самостоятельно.
Необходимо разработать инструкции по взаимодействию с другими организациями и учреждениями, в том числе негосударственными. Среди них могут быть компании, предоставляющие услуги связи, транспортного сообщения, энерго– и водоснабжения, некоторые НКО и другие организации. В Японии, например, согласно законодательству около 50 государственных корпораций – в том числе Центральный банк Японии, представительство Красного Креста, коммунальные службы и телекоммуникационные компании – включаются в работу по ликвидации последствий стихийных бедствий наряду с министерствами и ведомствами.
В мире существует тенденция к расширению диапазона анализируемых рисков национальной безопасности за счет включения в их число угроз природного характера. Служба национальной безопасности Новой Зеландии сформулировала это так: «Стратегия национальной безопасности традиционно ориентирована на защиту государства от военной угрозы или политического насилия. Реакция на эти угрозы остается основной задачей правительства, однако в современных концепциях национальной безопасности к традиционным приоритетам добавляется управление социальными рисками и чрезвычайными ситуациями в гражданской сфере».