Справедливость как методологический принцип

Справедливость – это одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей. Она даёт о себе знать во всех областях жизни людей. Недаром великие умы, мудрецы ещё в глубокой древности отмечали: «Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Она – такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб» (Цицерон).
В социальной философии справедливость трактуется как базовый принцип и относится к числу самых востребованных среди людей способов существования, бытия. Считается, что справедливость – основа морали и поэтому не расторжима с такими узловыми понятиями, как совесть и честность.


Глубокий вклад в понимание этого принципа внесли классики древнегреческой философии. Платон утверждал, что без справедливости невозможно благополучное существование государства. В своём учении об идеальном государстве он делает вывод: «Качество справедливости в полной мере зависит от формы государственного управления и социальных сил, которые находятся у власти»[23]. Философ отмечал, что не существует одной и той же справедливости тесно связано с правильной системой законов. И в тоже время справедливость должна выступать в качестве фундамента любого законодательного акта.
По мнению Аристотеля, справедливость по своей сущности характеризуется природными и социальными предпосылками. Он различал двоякую справедливость: распределяющую и уравновешивающую. Согласно Аристотелю, эти две формы представляют собой способы распределения благ, которых не хватает на всех, кто на них претендует. Первая имеет в виду количественное распределение благ независимо от достоинств отдельных лиц. Вторая – принимает в расчёт качественное различие людей, давая каждому по их достоинствам[24]. Эпикур считал, что справедливость особенно востребована, когда складываются противоречивые социально-экономические отношения. Справедливость базируется на принципе «чтобы не вредить и не терпеть вреда»[25].
Многие мыслители мирового масштаба не оставляли вне своего внимания проблемы происхождения и сущности справедливости. В социально-философском плане обычно отмечают три основных исторически выработанных варианта справедливости: каждому – то же самое (всем поровну). Иначе говоря, правило уравниловки; каждому – по заслугам; каждому – по потребностям.
Эта тема довольно подробно описана во множестве социально-экономических трудов. Учёные трактуют справедливость с различных позиций. В этике – она выступает как равенство в достоинстве. В правовой науке справедливость характеризуется как формальное равенство в правах и свободах, как равенство людей по отношению к закону.
Примечательно, что в теорию справедливости большой вклад внесли русские философы и правоведы В. С. Соловьев, П.И. Новгородцев. Они решительно отстаивает тезис о принципиальной связи справедливости не только с правом, но и с нравственными нормами. Они убедительно доказывали идею о равнозначности правды – истины и правды – справедливости. Выдающийся русский мыслитель первой половины ХХ в. И.А. Ильин писал: «Справедливость не создаётся по готовым рецептам, а всенародно взращивается в самой жизни. Она требует справедливых личностей, нужна воля к ней. Она не состоит из уравнения всех, а наоборот – ориентирована жизненно-верного, предметного неравенства. Надо обходиться с людьми не так, как если бы они были одинаковыми от природы, но так, как требуют их действительные свойства, качества и дела, – и это будет справедливо. Надо предоставлять хорошим людям (честным, умным, талантливым, бескорыстным) больше прав и творческих возможностей, нежели плохим (бесчестным, глупым, бездарным, жадным), и – это будет справедливо»[26].
За последнее время в мировом философском сообществе широкий резонанс получила работа американского социолога Дж. Роулза «Теория справедливости» (1971)[27]. В ней по-новому трактуется справедливость как высший ценностный постулат, при помощи которого можно добываться максимально-эффективных решений этических, политических и экономических проблем. Автор доказывает, что справедливость имеет свойство объединять людей, нацеливать их на совершение добра.
Дж. Роулз обосновывает идею о повышении этической значимости в научных исследованиях. Справедливость рассматривается как существенный элемент философии науки. В экономике и управлении акцент делается на обеспечении выгоды наименее преуспевающих людей, создание честного равенства возможностей разных слоёв населения.
Принцип справедливости имеет ключевое значение для экономико-управленческой сферы. Он даёт о себе знать также в политике, особенно в периоды предвыборных кампаний. Выступает как программный лозунг большинства политических партии. В нашей стране получила определенную активизацию партия «Справедливая Россия» социал-демократическая по своей направленности.
Как обстоит дело с реализацией принципа справедливости в нашей стране? Во-первых, надо иметь в виду, что этот принцип не сводится только к моральным требованиям. Принцип справедливости носит определенно социальный характер. Во-первых, хорошо известно, что цель социального государства – максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, последовательное повышение качества их жизни и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ. Прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания. При этом социальное государство должно отвергать любые формы достижения цели, нарушающие права других граждан и сообществ. Всё так – в теории. А в жизни? В действительности картина наблюдается далеко неблагополучная. Авторитетные учёные, экономисты, социологи (Р. Гринберг, В. Иноземцев, С. Кара-Мурза и др.) отмечают: в области социальной мы имеем принижение идей социального и правового государства, резкую поляризацию общества, на сверхбогатых и бедных. В России социальная поляризация после распада СССР лишь пугающе увеличилась Мировая практика рассматриваем 10-кратную разницу между крайними группами населения как предел, за которым социальные антагонизмы становятся взрывоопасными.