Функции коносаментов

Говоря о коносаменте в международно-правовом и практическом аспектах, в первую очередь называют его товарораспорядительную функцию. И только потом, говорят об иных функциях этого документа.
Товарораспорядительным документом в международном морском праве является коносамент. Иные перевозочные документы в морском праве товарораспорядительной функцией не обладают. Под коносаментом понимается удостоверение о принятии перевозчиком груза для транспортировки его морем, который может также служить средством передачи права распоряжения грузом.


Строго говоря, с позиции толкования этой функции в русском языке коносамент следовало бы назвать не товарораспорядительным, а грузораспорядительным документом. Коносамент является документарной производной международного частного морского права. А в его нормах и правилах владелец или держатель транспортного документа наделен правом распоряжения грузом. Не товаром, но грузом, так как транспортное право не оперирует понятием товар, но оперирует понятием груз, который по договору морской перевозки обязуется доставить в порт назначения перевозчик. А товаром обозначается термин, который определяет предмет, вытекающий из отношений по его купле-продаже и иным имущественным отношениям. Распоряжаться грузом имеет право сторона договора перевозки (правомочное по договору перевозки лицо), а распоряжаться товаром может то лицо, которое наделено имущественным правом на основании закона или договора. Тем не менее, на протяжении последних веков коносамент принято именовать документом именно товарораспорядительным. Хотя точнее коносамент является именно грузораспорядительным документом, за исключением, конечно, регламентации функций и правового статуса коносамента в соответствии с правом США.[13]
Итак, морской коносамент – это ценная бумага, представляющая собой товарораспорядительный документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после завершения перевозки. Формы коносаментов разрабатываются и одобряются объединениями судовладельцев, линейными судоходными компаниями и другими морскими предприятиями.
Коносамент универсальный документ многоцелевого назначения. Его функции можно свести к трём следующим:
1. Коносамент выступает доказательством наличия и содержания договора морской перевозки груза. Сам по себе коносамент не является договором морской перевозки, как это часто полагают на практике. Но существование коносамента доказывает факт существования заключенного договора морской перевозки груза. Здесь, однако, присутствует одна документарная особенность коносамента.
Договор – всегда двусторонняя или многосторонняя сделка, тогда как коносамент односторонний акт, подписываемый капитаном или иным уполномоченным представителем перевозчика. В коносаменте присутствует только одна подпись – подпись перевозчика или лица им уполномоченного, тогда как в других транспортных документах (например, накладных) подписей две – перевозчика и отправителя. Вместе с тем, однако, именно в коносаменте излагаются основные условия договора морской перевозки груза.
Однако вид, форма, структура и содержание такого договора, подтвержденного выдачей (выпуском) коносамента, ни одной международной конвенцией не определена. Императивно декларируется только то, что такой договор был заключен. Был ли этот договор консенсуальным или реальным – значения не имеет. Или, например, коносамент был выдан в результате заключения договора, именуемого букинг-нот (Booking Note).[14]Письменная форма договора морской перевозки груза по международному праву не является также обязательной. О такой форме договора нет в международном морском праве никаких упоминаний.
2. Коносамент служит распиской морского перевозчика в приеме груза. Другими словами, коносамент является доказательством приема перевозчиком указанного в нем груза. Доказательственная сила коносамента как расписки, выданной в подтверждение приема груза для перевозки, зависит от того, между какими участниками перевозки возник спор по поводу данных коносамента о грузе. Если данные коносамента служат предметом спора между сторонами договора – отправителем (фрахтователем) и перевозчиком, они считаются достоверными, пока не доказано противоположное (так называемое доказательство «prima facie» – «по первому виду» или «на первый взгляд»). Если же коносамент переходит к третьему лицу, то оспаривание данных коносамента перевозчиком уже недопустимо. Это положение императивно закреплено в нормах международного морского права.
Доказательственная сила коносамента может быть в значительной степени подорвана, если данные о грузе, зафиксированные в коносаменте, были исправлены, или если сам коносамент подвергся механическим повреждениям. Или у сторон есть обоснованные подозрения в априорной достоверности в представленных в коносаменте сведений и данных.
Прием груза перевозчиком может осуществляться в порту до момента его погрузки на борт судна. В этом случае перевозчик (капитан судна) по требованию отправителя выпускает «коносамент на груз, принятый к перевозке». Однако чаще прием груза перевозчиком производится непосредственно на судне. Такой прием груза подтверждается «бортовым коносаментом». Обычно любой продавец товара стремится к получению именно бортового коносамента, который чаще всего упоминается в международных договорах купли-продажи товаров в качестве подтверждающего поставку документа – например, для терминов FOB (Free on Board – Свободно на борту), CFR (Cost and Freight – Стоимость и фрахт), CIF (Cost, Insurance and Freight – Стоимость, страхование и фрахт).[15] Для указанных базисных условий (терминов) поставка товара продавцом считается исполненной именно в момент размещения им товара на судне в указанном порту отгрузки.
3. И, наконец, коносамент является товарораспорядительным документом (ценной бумагой). Эта функция выражается в том, что сделки купли-продажи товаров, а также другие операции с товарами осуществляются с помощью коносамента без физической передачи самих товаров. То есть коносамент, представляющий поименованные в нем товары может быть куплен, продан, передан на определенных условиях. Это возможно в силу того что коносамент, являясь ценной бумагой, имеющей хождение на рынке, выражает право собственности на конкретный указанный в коносаменте груз.[16]
По требованию отправителя перевозчик может выдать ему за его счет несколько экземпляров коносамента тождественного содержания, причем, в каждом из них должно быть указано число составленных экземпляров. В самом коносаменте указывается количество выданных оригиналов. В дополнение к оригиналам перевозчик может выдать любое количество необоротных копий коносамента. Необходимое количество копий выдается отправителю, а одна копия коносамента сопровождает груз.
Однако практика последнего десятилетия свидетельствует о том, что отправитель, как правило, просит морского перевозчика (капитана судна) выпустить либо три, либо один оригинал коносамента. В первом случае это будет соответствовать субъектности договора перевозки (отправителю, перевозчику, получателю). Но, чаще всего, коносамент выпускается в единственном оригинале, чтобы исключить любые проблемы и варианты с раздельным индоссированием документа различным лицам[17].
Основанием для выпуска коносамента являются данные и сведения, подготовленные отправителем. Драфт коносамента, в зависимости от обычая порта, передается коносаментной группе порта, но, чаще, самому перевозчику (транспортной компании). Транспортная компания подтверждает приемку груза с указанием места приемки – на борту судна или на терминале, и вносит оговорки о повреждении товаров или упаковки, если таковые имеются. Если товары не повреждены, то транспортная компания выпускает чистый коносамент. На обороте коносамента печатаются условия и сроки перевозки, выполняемой данной компанией (перевозчиком).
Выданный перевозчиком коносамент свидетельствует о количестве принятого к перевозке груза, его внешнем виде и состоянии упаковки. Чистый коносамент (Clean Bill of Lading) – это коносамент, не содержащий никаких замечаний перевозчика (судоходной компании) о дефектности товаров или упаковки. Для любого экспортера наиболее предпочтительным является получение от перевозчика коносамента, содержащего отметки о чистом коносаменте, когда груз размещен на борту судна (Clean on Board).
Однако, если внешнее состояние груза или его упаковка вызывают сомнение в отношении сохранности груза, капитан вправе сделать соответствующую оговорку в коносаменте, «мешки грязные» («Bags Dirty»); «бочки текут»(«Ваггек Leaking») и т. п. Наличие такой оговорки, делающей коносамент «нечистым» (Foul Bill of Lading, Claused Bill of Lading) снижает доказательственную силу и значение коносамента как товарораспорядительного документа. Если какие-то из указанных дефектов имеются, то перевозчик, во избежание жалобы на повреждение при транспортировке, должен упомянуть об этих дефектах в коносаменте, и такой коносамент будет называться коносаментом «с оговорками». Его нельзя принять в качестве «чистого» коносамента, если только товары не перевозятся в контейнерах.
В этой связи грузоотправитель, заинтересованный в получении комплекта чистых коносаментов, нередко предлагает компромисс – выдачу гарантийного письма в обмен на чистый коносамент. Гарантийное письмо (Letter of Indemnity, Back Letter) представляет собой документ, в котором отправитель обязуется возместить перевозчику убытки, которые могут возникнуть у последнего при сдаче груза получателю. Размер убытков определяется в соответствии с нормами применимого к договору перевозки права или условиями самого договора морской перевозки груза.
Иностранная судебная практика по-разному расценивает значение гарантийных писем во взаимоотношениях перевозчика и грузоотправителя. В тех случаях, когда гарантийные письма имеют целью скрыть существенное несоответствие перевозимого груза указанным в коносаменте данным, они расцениваются как обманные действия, мошенничество со всеми вытекающими последствиями. Когда же гарантийное письмо выдается, к примеру, для избегания простоя судна с целью проверки данных коносамента, подобная практика иногда может считаться допустимой. [18]
Коносаменты выполняют свою основную функцию, которая заключается в том, что лицо имеет возможность распоряжаться товарами, которые уже вышли из-под его контроля, только в случае, когда они, по крайней мере, в какой-то степени оборотные (negotiable).
В зависимости от того, как в коносаменте определено лицо, имеющее право на получение груза, коносаменты бывают:
1) именные;
2) ордерные;
3) предъявительские (на предъявителя).
По именному коносаменту груз от перевозчика в порту назначения может получить лишь то физическое или юридическое лицо, на имя которого коносамент выписан. Но распоряжаться грузом до момента получения груза этим лицом может отправитель, то есть сторона договора морской перевозки.
В ордерном коносаменте указывается, что коносамент выдан «приказу отправителя» либо «приказу получателя», то есть отправителем или получателем может осуществляться передача коносамента другим лицам посредствам передаточной надписи (индоссаментом). Обычно в коносаменте указывается, чьему приказу он составлен. Если такая запись в коносаменте отсутствует, считается, что он составлен «приказу отправителя».
В коносаменте на предъявителя указывается, что он выдан на предъявителя, то есть в нем не содержатся какие-либо данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой коносамент.
На практике коносаменты на предъявителя используются редко, поскольку коносамент – товарораспорядительный документ, который представляет собой символ указанных в нем товаров. Передача коносамента влечет за собой передачу таких прав на товары, которые стороны желают передать, например, право собственности, если товары проданы и стороны намереваются передать право собственности с передачей коносамента, или право владения, если товары заложены. Именно качество коносамента как документа титульного характера, который, хотя логически и отличается от своего способа передачи, придает большое практическое значение последнему; благодаря тому, что коносамент становится оборотным, груз тоже фактически становится оборотным. Отсюда следует, что покупатель, который в договоре купли-продажи предусмотрел «оборотные» коносаменты, имеет право отклонить необоротные.
Оборотная форма коносаментов обычно применяется в торговле такими товарами, как зерно или нефть, где коносаменты на товары в пути покупаются и продаются по цепочке договоров купли-продажи с оговоркой, по которым посредники не принимают товары и только последний покупатель физически получает товары с судна по его прибытии в конечный порт назначения. Оборотные коносаменты используются и в случаях, когда покупатель намеревается или, по крайней мере, предполагает заложить коносаменты как дополнительное обеспечение в банк до прибытия товаров. Есть и другие варианты, в которых оборотный коносамент предусматривается в договоре между экспортером и иностранным импортером. С другой стороны, если предполагается, что получатель сам примет товары по прибытии судна и не будет иметь дела с коносаментами, достаточно необоротного коносамента. Как уже было сказано, основная цель коносамента – предоставить возможность лицу, имеющему право на товары, которые представлены коносаментом, распоряжаться товаром, пока он находится в пути.
По торговому обычаю обладание коносаментом во многих отношениях эквивалентно обладанию товарами, и передача коносамента обычно влечет те же последствия, что и вручение самих товаров. Таким образом, коносамент является символом товаров или ключом к ним. Следует иметь в виду это свойство коносамента при обращении с ним как с товарораспорядительным документом.
Здесь следует отметить два момента. Во-первых, передача коносамента представляет собой символическую передачу права распоряжения товаром, но не обязательно передачу права собственности на него. Передача коносамента влечет за собой передачу таких прав на товары, которые стороны намереваются передать. Когда отправитель груза или индоссат коносамента является агентом отправителя в порту назначения, очевидно, что стороны, передавая коносамент, намереваются только передать право требовать выдачи товаров от перевозчика после их прибытия, а не право собственности на них. Когда грузоотправитель или индоссат является банкиром, который дает деньги под обеспечение представленными коносаментом товарами, стороны, скорее всего, намереваются (передачей коносамента) передать в пользу банкира обременение или залог, но не собственность на товары. В отношениях между продавцом и покупателем применяются правила, относящиеся к передаче права собственности. Когда груз неиндивидуализирован, например часть насыпного груза, право собственности обычно не переходит при передаче коносамента. Когда же товары индивидуализированы, то вопрос о передаче права собственности на них при передаче коносамента зависит от намерения сторон. Часто это имеет место, когда продавец является стороной по договору CIF (равно как и в других типах договоров международной торговли) и намерен сделать это.
Во-вторых, только лицо, обладающее коносаментом, вправе претендовать на передачу ему товаров перевозчиком. Последний не несет ответственности, если он вручает товары держателю первого оригинального коносамента, который ему представлен (даже если он является единственным в комплекте), и он может не интересоваться титулом держателя коносамента или местом нахождения других его частей. Коносамент сохраняет характер товарораспорядительного документа вплоть до окончания действия договора морской перевозки, до доставки товаров по коносаменту, и перевозчик не отвечает за неправильную доставку товаров, если только не знает о дефектах в праве держателя коносамента. Когда перевозчик (или его агент) вручает товары лицу, которое не является держателем коносамента, он делает это на свой риск. Если это лицо – истинный владелец, перевозчик отвечает перед последним за непередачу товаров. На практике перевозчик обычно категорически настаивает на предъявлении коносамента, особенно в тех случаях, когда коносамент уже предъявлен, но вызывает сомнение личность грузополучателя или при других исключительных обстоятельствах перевозчик иногда выдает товары по гарантийным письмам, которые должны в ряде случаев предоставлять банки.
Очень часто стороны международного договора купли-продажи товара связывают момент индоссирования коносамента с моментом передачи прав собственности на товар. То, что коносамент представляет собой «документ на право собственности», очень важно при заключении соглашений о платежах, в соответствии с которыми покупатель оплачивает товары. В коносаменте указывается, кто должен являться получателем товара по прибытии его в зарубежный порт назначения. Эти инструкции предоставляет экспортер. Если экспортер указал, что перевозчик должен доставить («консигнировать») груз непосредственно до покупателя, это называется «именной коносамент». Такой коносамент не подлежит передаче. Этот вариант нежелателен при оплате с помощью аккредитива или инкассо, поскольку позволяет покупателю вступить во владение товаром, минуя любые условия банка, связанные с оплатой товара. Обычно продавец инструктирует транспортную компанию о том, что товар «находится на консигнации до получения указания от грузоотправителя». Это пример передаваемого или оборотного коносамента.
При использовании данной формы требуется, чтобы получатель груза в порту разгрузки предъявил транспортной компании (перевозчику) определенные доказательства своего права на груз. Таким доказательством является коносамент, поэтому любой владелец оборотного коносамента может стать получателем груза. Если в аккредитиве указано, что коносамент, выданный транспортной компанией, подлежит «консигнации по получении указаний от грузоотправителя», тогда грузоотправитель, которым является экспортер, может передать его по индоссаменту, подобно чеку. Такой коносамент является оборотным, и одновременно с его передачей передается также право распоряжения товаром. В таких случаях правом распоряжения товаром фактически обладает владелец коносамента. Агент (экспедитор) транспортной компании в зарубежном порту выдаст груз (товар) любому, кто представит данный коносамент.
И, наконец, последним доказательством важности и значимости коносамента и для международной торговли, и для международной морской перевозки, является то, что коносамент юридически является ценной бумагой. В отношении коносамента является верным утверждение, что этот товарораспорядительный документ является каузальной ценной бумагой. Такая ценная бумага является основанием возникновения обязательства с вещным (товарным) содержанием. В главе 14 ГК РФ «Приобретение права собственности» в отношении передачи вещи (пункт 3 статьи 224) указано на то, что «к передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на неё». С другой стороны, ценная бумага (пункт 1 статьи 142 ГК РФ) удостоверяет имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при её предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.
В гражданском праве большинства стран мира коносамент является ценной бумагой, то есть документом, удостоверяющим обязательственные и иные права. Такие права передаются только при предъявлении документарных ценных бумаг. В пункте 2 статьи 142 ГК РФ[19] в перечислении ценных бумаг коносамент приведен в явном виде.
В отношении коносамента верны утверждения и положения, приведенные в статье 143 ГК РФ. Коносамент является документарной ценной бумагой. Действительно, коносаменты могут существовать в трёх различных видах – предъявительскими (на предъявителя), ордерными и именными. Это подтверждается содержанием статьи 146 КТМ РФ и статьи 145 ГК РФ.
И ГК РФ (статья 145), и КТМ РФ (статья 146) в отношении правоотношений по коносаментам утверждают, что права, удостоверенные ценной бумагой, могут принадлежать либо предъявителю ценной бумаги (коносамент на предъявителя), либо названному в ценной бумаге лицу (именной коносамент), либо названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществлять эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо (ордерный коносамент).[20] По ордерному коносаменту право требований принадлежит её владельцу, если ценная бумага выдана на его имя или перешла к нему от первоначального владельца по непрерывному ряду индоссаментов. Об этом, в частности, говорится в пункте 3 статьи 146 ГК РФ применительно к любым ордерным ценным бумагам.
Это в полной мере относится и к ордерным коносаментам независимо от того, в соответствии с каким правом они были выпущены – по Гаага-Висби правилам, Гамбургским правилам, КТМ РФ, COGSA и др. Абсолютное признание коносаментов как товарораспорядительных ценных бумаг любыми международными и национальными институтами определяется аналогичным (подобным) содержанием функций и форм коносаментов различных перевозчиков различных стран гражданским и морским правом большинства государств мира.