Итоговое толкование коносамента

До середины XIX-го века международная купля-продажа товаров, как и сегодня, всегда сопровождалась его физической доставкой (перевозкой) и, в случае необходимости, промежуточным хранением. Транспортные документы сопровождали груз и были от него неотделимы. Передача имущественных прав на товар третьим лицам – не сторонам внешнеторговой сделки – была возможна только после физической доставки товара покупателю. Эти операции происходили медленно.
Глобальным прорывом в изменении обычаев торгового оборота явилась парадигма документарных операций, которая заменила оборот товаров оборотом документов на товары. Для этого поставку товара отделили от поставки подтверждающих поставку товара документов. Появилась возможность переуступать права на товар не только с помощью вручения товара, но и с помощью документарной переуступки прав, то есть с помощью переуступочных надписей в транспортном (перевозочном) документе.


Другое дело, каков быть должен такой документ, каков должен быть его правовой статус, и какого должно быть содержание такого документа. Подразумевалось также, что у конечного обладателя прав на товар должно произойти обратное воссоединение. Такое лицо должно, в итоге, иметь и товар, и документ на товар.
Полный и точный перечень товарораспорядительных документов отсутствует. Ими точно являются коносаменты и складские свидетельства (простое и двойное). Эти документы наиболее часто используются при передаче имущественных прав на товар. В наибольшей степени это относится к коносаментам.
Просто назвать любой документ товаросопроводительным недостаточно. Необходимо еще получить мировое признание такого документа в качестве товаросопроводительного. Кроме профессиональной отраслевой системы, субъекты которой выдают такой документ, он должен быть признан и соответствовать национальному гражданскому праву различных стран и их налоговыми органами, мировым банковским сообществом, таможенными органами различных стран, мировыми институтами финансовых рынков.
Рассмотрим по этим параметрам коносамент, повсеместно признаваемый и товарораспорядительным документом, и ценной бумагой. Для этого определимся с параметрами его необходимости, целесообразности, надежности и достоверности. То есть, почему этому документу можно доверять, и почему он может быть объектом самостоятельных договорных отношений и передачи имущественных прав.
Во-первых, коносамент применяется в международной торговле, когда внешнеторговые грузы доставляются морем. Уже было сказано, что согласно данным ЮНКТАД – это примерно 75 % объемов мировой торговли. Для таких объемов удобно и целесообразно заменить физическую торговлю товарами торговлей ценными бумагами. Это значительно ускоряет целевое перемещение финансовых потоков.
Во-вторых, международная доставка товарам морем осуществляется по достаточно длительным периодам. На это обычно требуется от нескольких дней до нескольких недель. За это время подтверждающие поставки товаров коносаменты оборачиваются в международных банковских и расчетных системах по несколько раз и прибывают в порт назначения быстрее прихода самих грузов. Специфика международной морской торговли заключается в отсутствии сухопутных границ на пути продвижения внешнеторгового или транзитного груза. Это облегчает фискальный пограничный, таможенный и иной контроль, который можно осуществлять непосредственно после выгрузки товара в порту назначения уже после завершения окончательного документарного оборота с процедурами передачи имущественных прав на товар. Такие процедуры, однако, невозможны при доставке товаров железнодорожным, автомобильным, воздушным и внутренним водным транспортом. Там применяются не товарораспорядительные, а товаросопроводительные транспортные (перевозочные) документы (накладные). Наличие большого количества государственных и таможенных границ, а также высокая скорость доставки товаров этими видами транспорта не позволяют применять несопровождаемые документами перевозки товаров (грузов).
В-третьих, формы и содержание коносаментов давно хорошо известны, стремятся к унификации и, как правило, не таят в себе неопределенных формулировок. Коносамент содержит в себе формулярный договор перевозки с указанием и общих условий, и персонифицированных данных на товар. Поэтому коносаменты принимаются и банками, и таможнями, и иными необходимыми и обязательными в международной торговле институтами. Сегодня активно развивается также практика применения и использования электронных коносаментов, которые обладают теми же функциями.
В-четвёртых, в пользу доверия к коносаменту говорит то, что коносамент является документом, выпущенным третьим лицом – морским перевозчиком или его агентом. Перевозчик не является стороной договора купли-продажи товара и не участвует в их хозяйственной деятельности.
В-пятых, каждый договор перевозки регулируется соответствующими нормами международного и/или национального морского права, что однозначно определяет правовой характер договора и правовую природу коносамента.
В-шестых, морской перевозчик, принявший товар (груз) в свое ведение с момента его приема несет априорную императивную ответственность за груз в размере его фактической стоимости. По данным и сведениям, взятым из коносамента, можно судить о поставке товара, её сроках, количестве товара и его состоянии.
В-седьмых, чистый бортовой коносамент может служить доказательством надлежащей поставки товара по базисным условиям поставки (терминам) ИНКОТЕРМС 2010, таким как FOB (Free on Board), CFR (Cost and Freight) CIF и (Cost Insurance and Freight). В большинстве своем, эти термины являются основными и наиболее часто применяются в заморской торговле.
В-восьмых, гражданское право большинства стран мира определяет коносамент в качестве ценной бумаги, что подтверждает её доказательный имущественный статус в отношении товара. В статье 143 ГК РФ среди перечисления наименований ценных бумаг в явном виде назван коносамент.
В-девятых, ордерная (To Order), как правило, форма коносамента позволяет переуступать имущественные права на товар с помощью последовательных передаточных надписей в самом документе. Это достаточно легкая и доступная форма изменения имущественных отношений.
В-десятых, в соответствии с нормами международного и национального морского права с помощью коносаментов можно переуступать только те права, которыми этот документ был наделен – право распоряжаться грузом. Это формальный момент. Но не для того создавались товарораспорядительные документы. Их цель – и, в частности, коносамента – предоставлять возможность переуступки прав собственности на товар, что активно и с успехом реализуется в международном коммерческом обороте. Для этого сторонам бывает достаточно сделать соответствующую оговорку в любом международном договоре купли-продажи товара. Поэтому морскую торговлю товаров, оформленных с помощью коносаментов, очень часто именуют торговлей титулами на товары. Целью создания товарораспорядительных документов, в том числе – коносаментов, было отделение товара от имущественных прав на него.