Итоговое толкование мультимодального коносамента

Мультимодальный коносамент является сравнительно «молодым» транспортным документом. Он вошел в международные обычаи делового оборота в последней четверти XX-го века. Существует два принципиальных отличия мультимодального коносамента от коносамента обычного (морского):
1. Как документ он покрывает и доказывает не морскую, а прямую смешанную (мультимодальную) перевозку груза при участии двух и более видов транспорта.
2. Мультимодальный коносамент может являться не только транспортным документом, но и документом транспортно-экспедиторским.


Во всём остальном мультимодальный коносамент является коносаментом в широком понимании этого термина и правовой категории. Роль, место и значение мультимодального коносамента определяется:
Во-первых, широким внедрением в логистику международного товародвижения инновационных организационных и правовых технологий, которые привели к тому, что в прямых смешанных международных сообщениях перевозится до 40 % объемов грузов международной торговли.
Во-вторых, тем, что мультимодальный коносамент потерял статус дефакто перевозочного документа и обращается независимо от грузов, договорные отношения по перевозке которых он де-юре удостоверяет. Мультимодальный коносамент стал средством (инструментом) по передаче (переуступке) титула на поставляемые товары. Мультимодальные коносаменты обращаются быстрее, чем перевозятся оформленные по ним грузы.
В-третьих, формы (проформы) мультимодальных коносаментов унифицированы, хорошо известны и доступны бизнес-сообществу. Мультимодальный коносамент содержит формулярный договор перевозки груза, который позволяет персонифицировать поставляемый товар и указывает на правовые условия его доставки. Все ведущие институты международной торговли, включая банки и таможни, признают и принимают мультмодальные коносаменты.
В-четвёртных, каждый мультимодальный коносамент находится под вполне конкретной юрисдикцией применимого права. Такая юрисдикция дополняется не противоречащими ей условиями выпуска коносамента и договора перевозки, изложенными на оборотной стороне каждого мультимодального коносамента.
В-пятых, мультимодальный коносамент может служить доказательством надлежащий поставки продавцом товара в соответствии с правилами ИНКОТЕРМС 2010. Это в первую очередь касается терминов (базисов поставки), таких как FCA (Free Carrier – Франко перевозчик), CPT (Carriage paid to… – Перевозка оплачена до…) и CIP (Carriage and Insurance paid to… – Перевозка и страхование оплачены до…). Все эти термины, широко распространенные в международном коммерческом обороте, допускают подтверждение поставки товара в момент его передачи мультимодальному перевозчику против выдачи последним чистого мультимодального коносамента.
В-шестых, мультимодальный коносамент, являясь коносаментом, не теряет статуса ценной бумаги со всеми вытекающими из этого последствиями.
В-седьмых, ордерная форма коносамента позволяет переуступать имущественные права на груз с помощью непрерывной последовательности переуступочных надписей и подписей. Это дает возможность не только переуступать право распоряжения грузом, но и в случае договоренности сторон договора купли-продажи, переуступать право собственности на товар.
И, наконец, в-восьмых, мультимодальный коносамент является простым документарным инструментом оформления сложных схем международной доставки грузов, поставки товаров, международных расчётов и изменения имущественных прав.
Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что мультимодальные коносаменты сохранили все свойства и функции коносамента морского. И, потому являются коносаментами. Мультимодальный коносамент выполняет все три функции коносамента: является документом, подтверждающим заключение договора мультимодальной перевозки груза; является распиской мультимодального перевозчика в приеме груза в свое ведение; является товарораспорядительным документом. Мультимодальные коносаменты, как и морские коносаменты, могут быть именными, ордерными и на предъявителя. При этом мультимодальный коносамент является ценной бумагой, признается всеми институтами международного сообщества и его национальными субъектами.
Основной проблемой более широкого распространения мультимодальных коносаментов остается отсутствие императивных норм (международных конвенций), прямо регулирующий и регламентирующих правовой статус этого важнейшего в международном коммерческом обороте документа.