Оборотный мультимодальный транспортный коносамент ФИАТА

Коносамент был разработан ФИАТА при участии Международной торговой палаты (МТП) и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Первый вариант мультимодального коносамента был введен в практику в 1970 году, модифицирован в 1987 году. Последняя версия документа, находящаяся в обороте по настоящее время, была разработана и внедрена в международную практику в 1992 году.
Форма ныне действующего мультимодального коносамента ФИАТА определяется и взаимосвязана с принятием в 1992 году факультативного нормативного акта – «Правил ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок». Кроме того, на форму и содержание документа повлияли разработанные ФИАТА «Стандартные условия применения мультимодального транспортного коносамента ФИАТА» 1992 года.

ФИАТА соединила воедино: факультативную регулирующую норму в отношении договора мультимодальной перевозки груза, стандартные (общие) условия применения мультимодального коносамента и бланкетную форму самого документа.
В теории, любой мультимодальный коносамент ФИАТА может выписываться в оборотной и в необоротной форме. Однако, последующая разработка и внедрение в деловой оборот, и международную банковскую практику необоротной транспортной накладной ФИАТА (FWB) фактически исключило применения необоротных мультимодальных коносаментов ФИАТА. Это, в частности, подтверждает само полное название документа, пропечатанное типографским способом в правом верхнем углу бланка документа. Оригинальный бланк оборотного мультимодального коносамента ФИАТА – FBL – приведен в Приложении № 1 (с.183).
Бланк документа производится на стандартном листе бумаги формата А4. Цвет документа – голубой с белыми полями, в центре документа расположен стилизованный логотип Международной федерации экспедиторских ассоциаций белого цвета, в котором размещена аббревиатура «FIATA» голубого цвета, то есть основного цвета бланка FBL. Графы (боксы) документа обозначены на английском языке. На обороте документа, как и на любой проформе любого транспортного или транспортно-экспедиторского документа, на английском языке приведены «Стандартные условия применения коносамента ФИАТА 1992 года».
Содержание FBL определяется формой бланка, который не подлежит изменениям никакими лицами и сторонами. Документ можно условно разделить на три части – верхнюю, среднюю и нижнюю.
Графы (боксы) верхней части документа обращены на стороны договора мультимодальной перевозки, перевозчика (экспедитора), отправителя и получателя, место отправления и назначения и пр. Весь правый угол FBL предоставляет сведения о самом документе и экспедиторе, этот документ выдавшем.
Когда речь идет об отправителе (Consignor), то в документе следует указать его наименование, адрес его месторасположения, и контактные реквизиты, включая номера телефонов, электронной почты и пр. Ниже слева следует указать, чьему приказу мультимодальный перевозчик должен руководствоваться в отношении доставки товара (Consigned to order of) – этот реквизит соответствует реализации стандартной товарораспорядительной функции любого оборотного транспортного документа. В качестве лица, отдающего приказы мультимодальному перевозчику в отношении исполнения договора перевозки, отправитель может указать самого себя, банк или любое другое лицо. Это, обычно, связано с процедурами передачи имущественных прав на товар. Ниже в левом ряду следует указать адрес лица, которого следует известить о прибытии товара в пункт назначения (Notify address).
Ещё ниже расположенные позиции верхней части документа определяют место приема груза мультимодальным перевозчиком (Place of receipt), место погрузки и идентификация транспортного средства, место выгрузки и место доставки груза (Place of delivery). При этом, вместо места погрузки в документе значится порт погрузки (Port of loading), вместо транспортного средства – судно (Ocean Vessel), вместо места выгрузки – порт выгрузки (Port of discharge). Присутствие в FBL некоторых документальных атрибутов морских коносаментов является данью традициям. В недалеком прошлом морская перевозка груза всегда была неотъемлемой частью мультимодальной перевозки. Считалось, что морской перевозчик просто продолжает её до места назначения. Сейчас это уже далеко не так. Мультимодальная перевозка может состоять из любой комбинации маршрутов любых видов транспорта. Хотя, превалирование морского транспорта, как одного из участков маршрута, присутствует.
Разработка и внедрение мультимодального коносамента датируется 1992 годом. Все позиции правого верхнего угла документа посвящены идентификации экспедитора, то есть мультимодального перевозчика, документ выдавшего. Приводится название документа (FBL), логотип национальной ассоциации экспедиторов, код страны выдачи документа (Россия – RU), порядковый номер регистрации документа в национальной ассоциации экспедиторов. Присутствует также логотип Международной торговой палаты (ICC) и отсылка к регулирующей норме – Правилам ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок (Issued subject to UNCTAD/ICC Rules for Multimodal Transport Documents (ICC Publication 481)). Ниже типографским способом наносится наименование и логотип выдавшего документ экспедитора (мультимодального перевозчика), его местонахождение и реквизиты.
Центральная часть документа отводится сведениям о перевозимом грузе. Эти сведения должны быть предоставлены отправителем: маркировка и номера мест (Marks and numbers), количество мест и вид упаковки (Number and kind packages), описание товара (Description of goods), вес груза брутто (Gross weight), размеры груза, то есть его длина, ширина и высота (Measurement).
Ниже в тексте приводятся формальные заявления и удостоверения мультимодального перевозчика. Первое заявление мультимодального перевозчика (слева на бланке) касается того, что он принял заявление грузоотправителя о доставке груза в конкретный срок или в конкретный временной промежуток и готов такое заявление исполнить в соответствии с пунктом 6.2. Стандартных условий, указанных на обратной стороне FBL (Declaration of Interest of the consignor in timely delivery (Clause 6.2.)). Справа в том же ряду на бланке по заявлению отправителя в FBL указывается объявленная им стоимость товара (Declared value for ad valorem rate according to the declaration of the consignor (Clauses 7 and 8)).
Далее следуют три заявления мультимодального перевозчика (экспедитора):
• Товары и поручения приняты на обработку в соответствии со Стандартными условиями, напечатанными на обороте. (The goods and instructions are accepted and dealt with subject to the Standard Conditions printed overleaf).
• Товары приняты по внешнему виду и в хорошем состоянии, если нет утверждений об обратном, в месте их получения для доставки и транспортировки в соответствии с поручением. (Taken in charge in apparent good order and condition, unless otherwise noted herein, at the place of receipt for transport and delivery as mentioned above).
• Один из подлинных оригиналов мультимодального коносамента должен быть передан в обмен на товар. В подтверждение этому оригиналы коносамента от указанной даты подписаны в указанном количестве. При получении товара по одному оригиналу мультимодального коносамента оставшиеся оригиналы становятся недействительными. (One of these Multimodal Transport Bills of Lading must be surrended duly endorsed in exchange for the goods. In Witness whereof the original Multimodal Transport Bill of Lading all of this tenor and date have been signed in the number stated below, one of which being accomplished the order (s) to be void).
Строкой ниже мультимодальный коносамент указывает на стоимость перевозки (Freight amount), место и способ перечисления фрахта (Freight at), место и дата оформления документа (Place and date of issue).
В следующей строке (слева) необходимо поместить информацию о страховании (мультимодальным перевозчиком, экспедитором) товара (Cargo insurance through the undersigned). Возможны варианты – нет (not covered), и – да – товар застрахован в соответствии с прилагаемым полисом (Covered according to attached Policy). Правее от этой записи расположен бокс, в котором цифрами и прописью указывают число оригиналов выпуска мультимодального коносамента (Number of Original FBL's).[33]
В последней строчке FBL слева значится – «For delivery of goods please apply to:». Здесь указывается лицо, к которому должен обратиться держатель мультимодального коносамента за получением товара (груза). Отправитель может здесь указать любое лицо. Часто содержание этой графы коррелирует с содержанием графы «Consigned to order of».
В правом нижнем углу документа проставляется подпись и печать (Stamp and signature) мультимодального перевозчика. Подписи и печати отправителя в FBL нет.
В левом нижнем углу документа текстом снизу вверх написано: «Text authorized by FIATA. Copyright reserved. © FIATA/Zurich-Switzerland 6.92». Текст документа разрешен ФИАТА. Авторские права на документ принадлежат ФИАТА. Документ введен в действие ФИАТА (Цюрих, Швейцария) в июне 1992 года.
Все строки и графы (боксы) в документе FBL обязательны. Никаких иных граф (боксов) не предусмотрено и в подлинном документе быть не может.