Истина как базовый метод

Наше время – время науки. Она выходит на первое место в развитии общества. Наука накладывает свою печать на все области культуры подобно тому, как в Средние века это делала религия. Наука – это, прежде всего, производство знаний. Нынешнее общество обычно называют «обществом знания». Ключевой в этих условиях выступает рациональность, которая распространяется на все отрасли социально-экономической и политико-правовой деятельности. Рациональность начинает использоваться для понимания буквально всех областей жизни. Многие учёные, социальные философы отмечают, что в связи с бурным ростом знаний, возникают новые феномены в процессе познания человека. К ним относятся вопросы этики, культуры и эпистемологии. Иначе говоря, в научной области происходит ситуация вызова традиционным человеческим ценностям, т. е. проблематика знаний, познаний, становится предметом изучения не только философии, но и новых специальных дисциплин. Например, биопсихологии, информатики, лингвистики.


Мудрый Сократ сказал однажды парадоксальную фразу: «Я знаю, что я ничего не знаю». Что имел в виду великий философ? Он высказал мысль о том, что чем больше познаешь мир и самого человека, тем больше возникает проблем, которые нуждаются в изучении. Иначе говоря, умножение знаний ведет к умножению не знаний, т. е. новых проблем. Кроме того, известно, что прогресс научных исследований сопряжен с появлением факторов неопределенности, неуверенности, страха перед будущим, а вместе с этим разгулу иррационализма, мистики, самых диких суеверий. «Общество знаний» породило небывалый по масштабам рынок оккультных услуг. Сейчас в России по данным «Всемирной организации здравоохранения» практикуют порядка 800 тысяч экстрасенсов, гадалок, шаманов, астрологов, всевозможных целителей; интересно, каково же число их клиентов. Ученых же у нас около 400 тысяч[22].
Процесс познания неостановим – с каждым годом постоянно увеличивается объем знаний и способы их реализации. Причём знания различаются как формы достоверной информации и как виды умений.
Общеизвестно, что бывают вредные, бесполезные, тайные, секретные знания. Отмечают также неявные сведения, знания, т. е. я могу знать нечто, но не осознавать этого. Говорят, что древние египтяне не знали, что такое знания, но обладали умением.
Особый тип знаний называется научным. Ему присущи главные свойства – осознанность и определенная интерпретация в виде теорий и концепций. От уровня развития культуры и науки зависят и разные типы научных знаний. Скажем, во времена Средневековья доминировали богословие и догматика. В наши дни – техно-научная и компьютерная достоверная информация.
Здесь возникает законный вопрос: а что такое истинные знания?
Истина – это своеобразный навигатор знаний. Она нацелена на обеспечение роста научных изысканий. Истина – это одна из базовых, высших ценностей. Она находится в основе мотивации деятельности и поступков человека.
Знаменитый российский поэт Александр Твардовский в своей поэме «Василий Тёркин» так сказал:

«А ещё иного пуще,
Без чего не прожить наверняка —
Так это без правды сущей,
Как бы не была горька!»

В философской теории познания (гносеологии) понятие истины выступает как ключевая категория. Традиционно истина понимается как соответствие (адекватность) мыслей и высказываний действительности. Эта концепция называется классической и восходит к идеям античных философов Платона и Аристотеля. Основоположник идеалистического направления в философии Платон утверждал: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, – лжет».
В философии известны также и альтернативные трактовки истины. Современная наука ориентирована на классическое объяснение истины, считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще» вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительности и абсолютной истины. Принципиальное значение имеет вопрос о критерии истины.
В истории философии были предложены различные критерии отличия истинного от ложного. К примеру, в марксизме критерием (мерилом) истины выступает практика (orper-praktikos) – деятельный, активный). Причем практика понимается в широком смысле как всякая общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка; науки и т. д.). Только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение признается истинным.
Кроме понятия «истина» в русском языке употребляется и другое понятие: «правда». Оно гораздо шире по своему смыслу. Правда есть соединение объективной истины и моральной справедливости. Правда представляет собой высший идеал не только для научного познания, но и для поведения человека. Что касается лжи и заблуждения, то они выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Различие между ложью и заблуждением заключается в факте преднамеренности. Так, заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь – преднамеренное возведение неверных представлений за истину.
Здесь уместно напомнить слова русского писателя, Нобелевского лауреата А.И. Солженицына: «главный нравственный принцип жизни – не лгать».
А другой известный русский писатель Александр Иванович Куприн писал: «Больше всего я стыжусь лжи, всегда идущей от трусости и слабости».
Отметим, что теория истины рассматривается в любом вузовском учебнике по философии. Надеемся, что напоминания о сущности, функциях истины будут небесполезны для магистров, изучающих теорию управления (менеджмента). А также для тех, кто занимается практической управленческой деятельностью.
Итак, возможна ли истина – правда в процессе управления? Конечно, на этот вопрос следует ответить утвердительно. В государственном управлении эвристический потенциал истины имеет свои особенности. Как остроумно заметил Кузьма Прудков: «Только на государственной службе глубоко познается истина». В этой области часто возникают нестыковки, противоречивые, неясные ситуации. Это обычно свидетельствует о том, что руководство не в ладах с истиной. Как инструмент познания истина служит для обоснования правильных решений. Поступки и дела людей в управлении, т. е. менеджеров, опирающиеся на истинные знания, становятся эффективными.
В сфере управления при оценке тех или иных ситуаций, альтернатив, событий и фактов существуют разные подходы. С позиции этики обычно применяют такие определения, «как необходимо», «обязательно», «допустимо». А с точки зрения истинности – «правильно», «ясно», «прозрачно» или «лживо», «неверно». В наше время стремительного роста знаний, разнообразной информации вопросы истины особенно актуальны. Ибо применение принципа истины направлено на минимизирование опасности извращений, фальсификаций, ошибок не только в управлении, но в любой деятельности. Причем, важно иметь в виду, что истина существует не как что-то в готовом виде, извне пребывающем. Истину надо постигать, осваивать. И это процесс умственных усилий, реализуется в самой деятельности. Необходимо различать истину не как нечто данное, а как способ её понимания и постижения.