Свобода – базовая ценность

Ничто не свободно так, как мысль человека
Д. Юм
Считается, что вопрос о свободе – старый и вечно новый вопрос, который всегда стоял перед философами. В ряду человеческих ценностей свобода выступает как высшая ценность. Ведь без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, свои способности. Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, она внутренне присуща любому виду его деятельности.


С точки зрения обыденного сознания быть свободным – значит – беспрепятственно делать то, что я желаю, и так как я хочу. В философской литературе можно встретить другое определение свободы как познанной необходимости». Эта глубокая мысль принадлежит Спинозе и Гегелю. В первом случае свобода сводится к произволу; во второй позиции – акцент делается на познание, в основном, внешних обстоятельств. Возникает резонный вопрос: от чего зависит свобода личности, чем она обусловливается?
Согласно марксистской теории, только в обществе, в коллективе – личность получает средства, дающие ей возможность всестороннего развития своих способностей и задатков и, следовательно, только в обществе, вместе с другими людьми и возможна личная свобода[28].
Жизнедеятельность человека приходит в различных сферах общественного и индивидуального бытия: политической, экономической, интимной и т. д. Соответственно этому категория свободы обнаруживается как свобода слова, свобода вероисповедания, свобода собственности, свобода выбора государственной власти, свобода собраний, свобода личности и т. д. Другими словами, многогранность и вариативность общественных отношений обусловливают многообразие проявления свободы, различные её виды и формы.
Свобода ощущается человеком, прежде всего как личное чувство, как субъективное явление, заключающейся в возможности самостоятельно сделать определенный поступок, действие. В этот случае обычно говорят о внутренней свободе, которая предполагает активность создания, роль нравственных правил и энергию волевых усилий. Все эти слагаемые внутрисубъективные факторы находятся в борении между собой. В результате формируются различные мотивы, обладающие способностью ориентации в реальной жизни человека.
Ученые, психологи указывают, что свобода далеко не всегда есть результат рационально взвешенного, аналитически продуманного выбора. На характер личной свободы могут оказывать отрицательное влияние разного рода комплексы, предрассудки, суеверия, нежелания мыслить и действовать самостоятельно. К сожалению, нередко бывает, что многие люди не берут на себя ответственность, перекладывают её на «начальство», на коллектив. Такая, с позволения сказать, жизненная позиция ограничивает возможности творческого отношения к делу, пагубно влияет на духовную свободу человека. Свободный выбор, поступки человека могут носить не только положительный, но и отрицательный характер. Например, в случае стремления достичь целей любой ценой, за счет ущемления и попрания интересов и достоинства других. Поэтому встает вопрос о нравственной оценке того или иного выбора. Иначе говоря, необходимо учитывать моральную меру свободы – степень ответственности индивида не только перед самим собой, но и перед другими людьми.
Свобода – величайшая человеческая ценность и вместе с тем – это тяжелый крест, так как свобода выбора, принятие решений неизбежно связаны с постоянным риском и личной ответственностью. Быть свободным значительно труднее, чем быть равнодушным приспособленцем, или вообще избавиться от ответственности и свободы. В современной социологической науке (Э. Фромм) выделяются несколько распространенных способов отказа от свободы воли и действия людей[29]. В частности, отмечаются факты давления, принуждения людей следовать чужой воле (авторитаризм). А также манипулирование сознанием человека через средства массовой информации. Главное – существенная тенденция разрыва между личностью и обществом, которая приводит к умалению личной свободы.
Глубокую разработку проблемы внутренней свободы внесли крупные представители философии экзистенциализма К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр. Они обосновали идею, согласно которой подлинно свободный выбор – это выбор, сделанный в полном соответствии с внутренними убеждениями и честностью человека.
Поскольку это учебное пособие предназначено для магистров и аспирантов экономических специальностей, то здесь уместно будет выявить сущность и специфику экономической свободы госуправления, предпринимательства, бизнеса.
В широком плане экономическая свобода – «это возможность для субъектов хозяйствования выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, опыта, а также способов распределения доходов, потребления материальных благ. Экономическая свобода реализуется на основе законодательных актов, нравственноправовых норм и неотделима от экономической ответственности»[30]. Что касается предпринимательства, то здесь свобода трактуется, как «право экономических субъектов использовать экономические ресурсы для производства товаров и услуг по собственному выбору и реализовывать (продавать) товары на выбранных рынках.